ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

Но в том-то и дело, что в области искусства открытие дей­ ствительности является более трудным делом, чем художе­ ственное изображение идеи, выдуманной по поводу дейст­ вительности, но в сущности не совпадающей с н ей » 4. П л а ­ тонов отвергает толстовское привнесение моральной идеи в образ, и это тем более важно для него, что Толстой — ге­ ниальный писатель, стоящий на общей линии демократиче­ ского развития русской литературы. «Без Пушкина, Гоголя, Толстого, Щедрина духовная сущность нашего народа обед­ нела бы,— пишет он,— народ потерял бы часть своего само­ сознания и достоинства»5. Платонову важно было указать на то, что гении русской литературы при всем видимом р а з ­ личии творческой индивидуальности и социально-историче­ ского подхода к народу «замечали» «низового» человека трудящейся массы, осветили его жизнь. Платонов — прямой продолжатель этой традиции. Толстой видит внутренний мир человека принципиально подвижным, меняющимся непрерывно. Казалось бы именно это обстоятельство исключает какую-либо преемственную линию от Толстого к Платонову, который утверждает цен­ ность постоянных, основополагающих начал в отношении человека к природе и к людям. Но это различие — в путях передачи диалектики развития. Здесь мы встречаемся с н аи ­ более трудными сторонами поэтики Платонова. Мир от­ дельного человека соотнесен у него по-своему с целостным движением. У толстовского героя самоанализ возможен лишь при условии глубочайшего внимания человека ко все­ му, что входит в поток человеческого бытия и становится, таким образом, материалом уникального психологического процесса. У Платонова этот основной способ соотнесения иной, ибо само положение его героя в мире (своеобразное сиротство) ограничивает сферу индивидуального мировос­ приятия. З а то герой Платонова вооружен (по природе его социального бытия) той уникальной остротой видения и оценки, которые выработаны многовековым опытом труда народа. Такой писательский взгляд может быть оправдан лишь при условии, если представлять народную жизнь в максимально широких категориях, приближенных к опыту самого народа. Тогда резко обозначается трагическое от­ чуждение труженика от знания, разобщенность людей тру ­ да в прошлом, ничтожно малые возможности индивидуаль­ ного развития. С этой точки зрения труженик — прежде всего лицо трагическое, носитель «постоянных» родовых черт 230

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=