ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
Но в том-то и дело, что в области искусства открытие дей ствительности является более трудным делом, чем художе ственное изображение идеи, выдуманной по поводу дейст вительности, но в сущности не совпадающей с н ей » 4. П л а тонов отвергает толстовское привнесение моральной идеи в образ, и это тем более важно для него, что Толстой — ге ниальный писатель, стоящий на общей линии демократиче ского развития русской литературы. «Без Пушкина, Гоголя, Толстого, Щедрина духовная сущность нашего народа обед нела бы,— пишет он,— народ потерял бы часть своего само сознания и достоинства»5. Платонову важно было указать на то, что гении русской литературы при всем видимом р а з личии творческой индивидуальности и социально-историче ского подхода к народу «замечали» «низового» человека трудящейся массы, осветили его жизнь. Платонов — прямой продолжатель этой традиции. Толстой видит внутренний мир человека принципиально подвижным, меняющимся непрерывно. Казалось бы именно это обстоятельство исключает какую-либо преемственную линию от Толстого к Платонову, который утверждает цен ность постоянных, основополагающих начал в отношении человека к природе и к людям. Но это различие — в путях передачи диалектики развития. Здесь мы встречаемся с н аи более трудными сторонами поэтики Платонова. Мир от дельного человека соотнесен у него по-своему с целостным движением. У толстовского героя самоанализ возможен лишь при условии глубочайшего внимания человека ко все му, что входит в поток человеческого бытия и становится, таким образом, материалом уникального психологического процесса. У Платонова этот основной способ соотнесения иной, ибо само положение его героя в мире (своеобразное сиротство) ограничивает сферу индивидуального мировос приятия. З а то герой Платонова вооружен (по природе его социального бытия) той уникальной остротой видения и оценки, которые выработаны многовековым опытом труда народа. Такой писательский взгляд может быть оправдан лишь при условии, если представлять народную жизнь в максимально широких категориях, приближенных к опыту самого народа. Тогда резко обозначается трагическое от чуждение труженика от знания, разобщенность людей тру да в прошлом, ничтожно малые возможности индивидуаль ного развития. С этой точки зрения труженик — прежде всего лицо трагическое, носитель «постоянных» родовых черт 230
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=