ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

общее содержание народной жизни. Соотнесение личности трудящегося человека с целостным опытом народной жизни и ставит Платонова, на наш взгляд, в связь с толстовским опытом русской литературы. Изучение творчества Платонова показывает, что нельзя исключать его из числа социально-активных писателей, з а ­ мыкать его в мифотворчестве, сказке, тематическом одно­ образии и узости, в проблеме героя. Например, исходная мысль Э. Шубина, автора лучшей статьи о Платонове,— это переход писателя на позиции своего героя, представи­ теля «наинижайших низов» трудящейся массы 3. Но важная проблема героя не решает всей задачи изучения творчества Платонова. В развитии его можно указать немало моментов, когда автора и героя разделяет определенная историческая дистанция, и представление о платоновской системе как навсегда сложившейся, таким образом, не оправдывается. И автор, и герой меняются. С одной стороны, Платонов действительно с конца 20-х гг. навсегда «обрел» своего героя, который соотнесен с самыми широкими обстоятельствами трудовой и нравствен­ ной жизни народа. С другой стороны, народность своего ге­ роя Платонов не мог не соотнести с конкретно-исторически­ ми процессами 30-х—40-х гг., вызвавших глубокие измене­ ния в народной жизни. Сочетать эти два аспекта значило для Платонова обостренно чувствовать и сознавать конкрет­ ные социальные процессы эпохи, соотносить их результаты с «исконными» явлениями народной жизни. Здесь основная сложность в понимании художественной системы Платонова, ее развития. Таким образом, Платонов не должен был «пройти мимо» толстовской концепции народного характера и народной жизни. Прямых свидетельств такого интереса к Толстому мало, но они есть. Судя по многим литературно-критическим статьям П л а ­ тонова, ему важно было установить определенную общность взглядов русских писателей на социально-познавательные возможности искусства. В статье «В. Г. Короленко» он со­ поставляет две концепции человека-труженика в русской литературе — из рассказа Короленко «Сон Мак ара» и ро ­ мана Толстого «Война и Мир». «Платон К арата ев — это художественно-религиозная идея, осуществленная в обра­ зе,— пишет Платонов,— Макар — это образ человека, ре­ ально существующего в мире и лишь открытого писателем. 229

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=