ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

тело ее тугое Немного качнулось назад» («Анна Онегина»). Многократное повторение одной и той ж е характерной приметы в портрете персонажа: «Лучистые глаза» и «тяже­ лая поступь» Марии Болконской, массивность и неуклю­ жесть Пьера Безухова — «Война и мир»; У Есенина — мно­ гократно повторяющиеся портретные штрихи поэта или его лирического героя — «синие мои глаза», «Эх, ты синегла­ зый», «Синие очи» и т. д. Или: «Куст волос золотистый в я ­ нет», «блондин», «блондинистый, почти белесый» и т. д. Постепенное накопление внешних и психологических де­ талей для целостного воссоздания образа. В разных главах романа Л. Толстого мы узнаем, что у Анны Карениной были серые глаза с густыми ресницами и румяные губы, вьющие­ ся на затылке волосы, полные плечи и грудь и т. д. Посте­ пенно происходит накопление портретных деталей в образе Анны Онегиной у Есенина: «девушка в белой накидке», «стройный лик», «привздернутый нос», «красивый и чувст­ венный рот», «тело ее тугое» и т. д. В изображении ее дей­ ствует и другой типично толстовский прием — подача х а ­ рактера в динамике, в его изменяемости. Эпитетная детализация образа или нагнетание эпитетов с целью более полного охвата в нем свойств отражаемого предмета или лица. Например, «У Акима было четверо д е ­ тей, у Петра никого, но работник Петр был такой ж е как и отец: ловкий, сильный, выносливый и, главное, трудолюби­ вый»— «Хаджи-Мурат». У Есенина: «Синий туман. Снего­ вое раздолье. Тонкий лимонный лунный свет». Или: «Милая, добрая, старая нежная, С думами грустными ты не дру ­ жись». Причем с помощью данного в его лирике приема в сочетании с ритмико-интонационными возможностями стиха удавалось более полно и целостно развернуть самобытный, чисто есенинский образ. С поэтикой Толстого или с ее сложившимися в русской прозе традициями связано у Есенина привлечение «внутрен­ них монологов», «внутренних диалогов» и других форм пси­ хоанализа в «Анне Снегиной», в «Руси Советской», в «Чер­ ном человеке», в «Цветах». Среди толстовских приемов мас­ терства, использованных Есениным, замечаем также резко контрастное освещение урбанистических и сельских мотивов, мотивов губительного разрыва человека с природой и исце­ ляющего ее действия на него. Помимо художественных, стилистических, Есенин в 20-е гг. активно воспринимает идейные, эстетические традиции 224

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=