ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
тело ее тугое Немного качнулось назад» («Анна Онегина»). Многократное повторение одной и той ж е характерной приметы в портрете персонажа: «Лучистые глаза» и «тяже лая поступь» Марии Болконской, массивность и неуклю жесть Пьера Безухова — «Война и мир»; У Есенина — мно гократно повторяющиеся портретные штрихи поэта или его лирического героя — «синие мои глаза», «Эх, ты синегла зый», «Синие очи» и т. д. Или: «Куст волос золотистый в я нет», «блондин», «блондинистый, почти белесый» и т. д. Постепенное накопление внешних и психологических де талей для целостного воссоздания образа. В разных главах романа Л. Толстого мы узнаем, что у Анны Карениной были серые глаза с густыми ресницами и румяные губы, вьющие ся на затылке волосы, полные плечи и грудь и т. д. Посте пенно происходит накопление портретных деталей в образе Анны Онегиной у Есенина: «девушка в белой накидке», «стройный лик», «привздернутый нос», «красивый и чувст венный рот», «тело ее тугое» и т. д. В изображении ее дей ствует и другой типично толстовский прием — подача х а рактера в динамике, в его изменяемости. Эпитетная детализация образа или нагнетание эпитетов с целью более полного охвата в нем свойств отражаемого предмета или лица. Например, «У Акима было четверо д е тей, у Петра никого, но работник Петр был такой ж е как и отец: ловкий, сильный, выносливый и, главное, трудолюби вый»— «Хаджи-Мурат». У Есенина: «Синий туман. Снего вое раздолье. Тонкий лимонный лунный свет». Или: «Милая, добрая, старая нежная, С думами грустными ты не дру жись». Причем с помощью данного в его лирике приема в сочетании с ритмико-интонационными возможностями стиха удавалось более полно и целостно развернуть самобытный, чисто есенинский образ. С поэтикой Толстого или с ее сложившимися в русской прозе традициями связано у Есенина привлечение «внутрен них монологов», «внутренних диалогов» и других форм пси хоанализа в «Анне Снегиной», в «Руси Советской», в «Чер ном человеке», в «Цветах». Среди толстовских приемов мас терства, использованных Есениным, замечаем также резко контрастное освещение урбанистических и сельских мотивов, мотивов губительного разрыва человека с природой и исце ляющего ее действия на него. Помимо художественных, стилистических, Есенин в 20-е гг. активно воспринимает идейные, эстетические традиции 224
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=