ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

Наряду с этим Есенин привлекал из опыта лучших поэ­ тов и прозаиков все то, что способствовало более полному раскрытию сложного внутреннего мира современного чело­ века, его диалектики мыслей и чувств. З а счет освоения ху­ дожественного опыта Толстого и других прозаиков он обо­ гатил поэтику русской лирики. Конечно, все более тесное сближение лирики с художественной прозой — эта тенденция в русской поэзии 10—20 гг. показательна не только для Есенина. По-разному она дает себя знать в лирике А. Бло ­ ка, А. Ахматовой, Э. Багрицкого, В. Маяковского. Однако в использовании лирикой поэтики русской прозы Есенин по­ шел, пожалуй, гораздо дальше всех своих современников. Сохраняя тесные связи с устным народным творчеством, с классической и современной поэзией, он вместе с тем ста­ рался перенести из поэтики видных русских прозаиков в лирику целый ряд способов и приемов обработки словесного материала. Следует иметь в виду, что вне связи с богатей­ шими традициями художественной прозы и драматургии вообще трудно представить себе появление его многих ше­ девров в жанре лирического рассказа («Возвращение на ро­ дину», «Русь уходящая», «Русь советская» и др.), не гово­ ря уже о его последних лиро-эпических поэмах. Гибким и дифференцированным диалогом, сниженной лексикой, конкретными и психологическими характеристика­ ми персонажей, бытовыми и пейзажными зарисовками, пси­ хологической обыденностью — всеми этими приобретениями лирика Есенина во многом обязана его постоянной, весьма разнообразной учебе у замечательных мастеров реалисти­ ческой прозы. В его стиле можно встретить многие приемы и способы обработки словесного материала, восходящие к прозе Пуш­ кина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского. Немало приемов вошло в практику Есенина из толстовской поэти­ ки. Выделим некоторые из них. Раскрытие внутренних побуждений или состояний чело­ века через зримые жесты: «Он поцеловал ее руку и назвал ее вы — Соня. Но глаза их, встретившись, сказали друг другу — «ты» и нежно поцеловались».— «Война и мир». У Есенина: мать поэта при встрече с ним «хочет за чайную чашку взяться, чайная чашка скользит из рук» и по этому жесту мы узнаем о глубоком волнении матери. Или: Анна Онегина в беседе по глазам друга угадывает его плотское желание — «Но я перевел на другое, Уставясь в ее глаза, и 223

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=