ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

стическими традициями, в особенности толстовской тради ­ цией углубленного раскрытия морально-психологических конфликтов, и эти традиции, действительно, были учтены Есениным, поддержав его растущее внимание к нравствен­ ным вопросам, к проблемам несовместимости моральной рас ­ пущенности с духовной красотой человека, нетерпимости к ж аж д е обогащения, к авантюрно-эгоистическим целям. У Толстого поэт учился глубоко и правдиво освещать борьбу нравственного и чувственного начал в человеке, ценить гро­ мадное значение морального фактора во внутреннем разви ­ тии человека, в его поведении. Толстовское начало в реализме Есенина со всей очевид­ ностью дало себя знать в поэме «Черный человек» (1923— 25 гг.), обнажившей процесс нравственного самообличения эгоиста. Моральный пафбс, пафос нравственного возрож­ дения, воскресения человека к новой жизни в результате очи­ щения души от всего порочного и низменного подчинил себе сюжет, структуру образа, и композицию, язык всей этой едва ли не лучшей у Есенина (в оценке М. Горького) поэмы. Одно из достоинств есенинской лирики — ее психологи­ ческая глубина и предельная искренность. Открытая к аж д о ­ му сердцу есенинская лирика-исповедь обостряет интерес к человеку, к его внутреннему духовному миру, к душевным процессам; превосходство Есенина перед многими лирика­ ми — в диалектичности самого поэтического мышления, в подхвате и в распространении на область лирики таких прин­ ципов толстовского реализма, как искреннее влечение к правде жизни, глубочайший психологизм, высокая нравст­ венная устремленность, яркое освещение морального и чув­ ственного начал в человеке. Следуя во многом за Толстым- художником, великий лирик прочно поставил психологиче­ ский анализ в связь с социальными условиями, с объектив­ ной действительностью» («Возвращение на родину», «Мой путь», «Анна Снегина»), внося в поэтику психологического реализма новый вклад. Новизна его лучших произведений состоит в обостренном эмоциональном восприятии и углуб­ ленном осмыслении реального мира, и прежде всего сдвигов в самой развивающейся, революционной действительности («Какое множество открытий за мною следовало по пя­ т а м »— «Возвращение на родину», 1924). Д л я раскрытия сдвигов в действительности и в сознании человека пере­ ломной исторической эпохи поэт находил много новых форм н приемов психологического анализа. 222

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=