ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

Однако преодоление толстовщины, клюевщины в созна­ нии Есенина шло далеко не прямолинейно. Д аж е в самые бурные, грозовые годы переломной революционной эпохи (1917— 1918) у Есенина как автора боготворческих поэм («Отчарь» и др.) оставалась близость к Толстому-проповед- нику. Близость между ними как выразителями противоречи­ вого сознания патриархальных слоев русского крестьянства сказалась, с одной стороны, в раскрытии свободолюбивых чаяний народа, а с другой,— в увлечении мотивами богоис­ кательства, богостроительства, в надклассовых иллюзиях, в политической незрелости. Можно без преувеличения говорить, что владевшая много лет Есениным идея богоискательства и варьируемая много­ кратно в его лирике (с 1912 — «с «Песни о Евпатии Колов- рате», «Ус» — 1914 и наиболее развернуто в поэмах 1917— 18 гг.) представляла в своем существе переиначенную на крестьянский лад ту самую идею боготворчества, которая овладела Толстым («Исповедь», «В чем моя вера»), одно время А. М. Горьким («Исповедь»), многими русскими писа­ телями разных школ. С этой вредной идеей непримиримо боролся В. И. Ленин, обнажая ее реакционный смысл. Поэма «Певущий зов» (1917) призывала к обновлению всей земли, и в этот ж е зов вторгались религиозно-патри­ архальные, типично толстовские ноты примирения всех клас ­ совых противоречий на основе непротивления злу насилием: «Люди, братья мои люди, где вы? Отзовитесь! Ты не нужен мне, бесстрашный. Кровожадный витязь! Не хочу твоей побе­ ды, Дани мне не надо! Все мы — яблони и вишни Голубого сада» (I, 270). Отголоски этих нот звучат в «Ключах М а ­ рии», в «Иорданской голубице» (июнь 1918 г.), написанной уже после «Инонии» (1918 г.), в которой безоговорочно развенчивался Христос со всеми его новоявленными пра­ ведниками и чудотворцами. «Братья мои люди, люди! Все мы, все когда-нибудь в тех благих селеньях будем, где про­ топтан Млечный путь...» («Иорданская голубица», II, 56). Преодоление своего крестьянского уклона в восприятии пролетарской социалистической революции под углом зре ­ ния ее движущих сил привело Есенина и к переоценке клас ­ сического наследия, в том числе мировоззрения и творчества Толстого. В ходе сложной и противоречивой эволюции в послереволюционные годы (1918— 1925 гг.) апологетический в целом подход Есенина к наследию Толстого сменился трезвым критическим взглядом. У поэта окончательно сло- 220

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=