ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

твердил, что этот персонаж «ни с кого не списан», однако, как показывает творческая история образа, дело было го­ раздо сложнее. В той же беседе с Русановым есть слова Толстого, поясняющие и сказанное им об Андрее: «У меня есть лица, списанные и не списанные с живых людей. Первые уступают последним, хотя списывание с натуры и дает им эту несравненную яркость красок в изображении. Но зато изображение страдает односторонностью»14. В 1903 г. по­ добный разговор повторился с А. Мошиным. «Если писать прямо с натуры какого-нибудь человека,— сказал Тол­ стой,— то выйдет совсем не типично, получается нечто еди­ ничное, исключительное... А нужно именно взять у кого- нибудь его главные характерные черты и дополнить х ар а к ­ терными чертами других людей, которых наблюдал. Тогда это будет типично. Нужно наблюдать много однородных людей, чтобы создать один определенный тип» 15. Эти замечания Толстого вносят существенные уточнения к сказанному им об Андрее в письме Л. Волконской и в бе­ седе с Русановым. Образ Андрея лишен односторонности, поскольку он конкретно ни с кого не списан. И вместе с тем, что соответствует высказываниям писателя в беседах с Русановым и Мошиным, в изображении Андрея мы неодно­ кратно встречаемся с аналогичными явлениями, отмеченны­ ми в зарисовке Пьера, в силу чего его образ, как отчасти и Пьера, становится многопрототипным и в ряде случаев з а ­ мещающим исторически достоверных лиц. Этим частично решалась и историческая задача, о которой в связи с обр а ­ зом Андрея Толстой писал А. А. Фету от 7 ноября 1866 го­ да: «Кроме замысла характеров и движения их, кроме столкновений характеров, есть у меня еще замысел исто­ рический, который чрезвычайно усложняет мою работу» (LX1, 149). Не говоря о всех прототипах, 16 все же отметим: в какой-то мере одним из них, по указанию Н. Торчковой 17, оказался известный историк, личный адъютант Кутузова А. И. Михайловский-Данилевский, хотя с ним как истори­ ком и полемизировал Толстой в своем произведении. Бли ­ зость протоЛша и персонажа здесь наблюдается прежде всего со стороны внешних историко-биографических соот­ ветствий, при этом используется прием замещения. По наб ­ людениям И. А. Потапова 18, Толстой иногда берет из исто­ рических трудов названного историка материал для созда­ ния образа Андрея. Имеется много общего между его героическим поступком во время Аустерлицкого сражения 22

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=