ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
твердил, что этот персонаж «ни с кого не списан», однако, как показывает творческая история образа, дело было го раздо сложнее. В той же беседе с Русановым есть слова Толстого, поясняющие и сказанное им об Андрее: «У меня есть лица, списанные и не списанные с живых людей. Первые уступают последним, хотя списывание с натуры и дает им эту несравненную яркость красок в изображении. Но зато изображение страдает односторонностью»14. В 1903 г. по добный разговор повторился с А. Мошиным. «Если писать прямо с натуры какого-нибудь человека,— сказал Тол стой,— то выйдет совсем не типично, получается нечто еди ничное, исключительное... А нужно именно взять у кого- нибудь его главные характерные черты и дополнить х ар а к терными чертами других людей, которых наблюдал. Тогда это будет типично. Нужно наблюдать много однородных людей, чтобы создать один определенный тип» 15. Эти замечания Толстого вносят существенные уточнения к сказанному им об Андрее в письме Л. Волконской и в бе седе с Русановым. Образ Андрея лишен односторонности, поскольку он конкретно ни с кого не списан. И вместе с тем, что соответствует высказываниям писателя в беседах с Русановым и Мошиным, в изображении Андрея мы неодно кратно встречаемся с аналогичными явлениями, отмеченны ми в зарисовке Пьера, в силу чего его образ, как отчасти и Пьера, становится многопрототипным и в ряде случаев з а мещающим исторически достоверных лиц. Этим частично решалась и историческая задача, о которой в связи с обр а зом Андрея Толстой писал А. А. Фету от 7 ноября 1866 го да: «Кроме замысла характеров и движения их, кроме столкновений характеров, есть у меня еще замысел исто рический, который чрезвычайно усложняет мою работу» (LX1, 149). Не говоря о всех прототипах, 16 все же отметим: в какой-то мере одним из них, по указанию Н. Торчковой 17, оказался известный историк, личный адъютант Кутузова А. И. Михайловский-Данилевский, хотя с ним как истори ком и полемизировал Толстой в своем произведении. Бли зость протоЛша и персонажа здесь наблюдается прежде всего со стороны внешних историко-биографических соот ветствий, при этом используется прием замещения. По наб людениям И. А. Потапова 18, Толстой иногда берет из исто рических трудов названного историка материал для созда ния образа Андрея. Имеется много общего между его героическим поступком во время Аустерлицкого сражения 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=