ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

седы о его отношении к писателям критик Л. Клейнборт передает: «В Толстом Есенину было ближе всего отношение к зем­ ле. То, что он звал жить в общении с природой, что его особенно захватывало — это «превосходство земледельческой работы над другими», которое проповедовал Толстой,— ре­ лигиозный смысл этой работы. Ведь этим самым Толстой сводил счеты с городской культурой. Однако вместе с тем чувствовалось, что Толстой для него барин, что какое-то расхождение с писателем для него кардинально»5. Хотя уже появилась критическая настороженность кресть­ янского поэта к яснополянскому графу, Толстой оставался для Есенина большим авторитетом в житейских и в лит ера­ турных делах. «Люблю и боюсь я этого старика,—призна­ вался Есенин,— а отчего не знаю. Д аж е во сне вижу. М а ­ хонький такой, мохнатенький, вроде лесовика. Идет, п ал ­ кой суховатой постукивает и вдруг как заорет: Серега! З а ­ чем ты дом бросил?»6. В преодолении толстовства и в усилении внимания Есе­ нина к социальной сфере крестьянской жизни большое зн а ­ чение, кроме знакомства с самой действительностью, имело помимо реалистического творчества Толстого-художника творчество писателей-разночинцев, в особенности Н. Н е кр а ­ сова, Г. Успенского, Н. Помяловского, Ф. Решетникова, В. Короленко. Между Толстым, Успенским, Некрасовым оказывалось немало общего, к чему охотно стремился и Есенин. Это общее — в признании духовного и морального превосходства простого мужика над господином, в поэти­ зации природы, в восхвалении земледельческого труда и его исцеляющего, оздоровляющего воздействия на человеческую психику. Следуя за своими великими предшественниками, Есенин в повести «Яр» (1916) пробует нарисовать картины трудо­ вых процессов (молотьбы, прядения, пахоты, косьбы) и пе­ редать связанные с цими чувства и переживания людей, уча­ ствующих в этих процессах. Толстовский пафос утверждения дружного артельного труда в сцене покоса на лугу с участием К- Левина из «Ан­ ны Карениной» ощущается в трудовом упоении есенинских героев повести «Яр» сенокосом: «На рассвете ярко, цветным гужом, по лугу с кузовами и ведрами потянулись бабы и девки и весело пели песни. 218

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=