ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

раннего Белинского о тождестве человеческой души и абсо­ лютного начала, несущего в себе истину, и толстовская проповедь христианской всеочищающей любви, и стихи поэ­ тов, воплощавшие образ Христа, подчинялись стремлению Есенина найти идеальный образ «человека дела и слова». Именно в направлении поисков идеального героя осмыслива­ лись юным Есениным евангельские притчи о Христе. «...Читаю евангелие...,— сообщал он своему другу,— „.Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти. А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему» (V, 95). Но уже тогда, в 1913— 1914 гг., суровая действительность наносила удар за ударом по умозрительным рассуждениям и настроениям поэта; прорывавшиеся в письмах Есенина толстовские ноты непротивления перебивались сплошь и ря ­ дом мотивами возмущения против буржуазно-мещанской культуры, отголосками идей из революционного «Письма к Гоголю» Белинского, лермонтовскими нотами активного про­ теста против всех, кто повинен в страданиях человечества. Так в недавно опубликованном письме Есенина к М. Б а л ь з а ­ мовой пошлой и развратной жизни тунеядцев противопо­ ставлена жизнь людей, протестующих и презирающих эго­ истов: «Жизнь это глупая шутка. Все в ней пошло и нич­ тожно. Ничего в ней нет святого, один сплошной и сгущен­ ный хаос разврата. Все люди живут ради чувственных нас­ лаждений... Но есть люди, которые с тоской проходят свой жизненный путь и не могут они без отвращения смотреть на дикие порывы человечества к этому наслаждению» 4. Следовательно,-замечаемая Есениным пошлая и р а звр а т ­ ная жизнь тунеядцев, не поддающаяся воздействию со сто­ роны проповедников, вносила существенные коррективы в его отношение к Толстому; оно не было ровным, устойчивым, оно менялось от восторженного преклонения перед Тол­ стым — проповедником до разочарования в его вероучении и до признания его значения как художника-реалиста. От чисто умозрительных догм Толстого (непротивление злу насилием, воздержание от плотских радостей и т. д.) интерес Есенина со временем все больше перемещался на художественные произведения великого писателя, на его беспощадную критику буржуазной культуры, помещичьего землевладения. Так, имевший с Есениным специальные бе­ 217

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=