ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
зались заподозренными в нравственной нечистоплотности, «цинизме, грубости и невежестве», «лицемерии» и других смертных грехах (V, 92). Есенин начинает явно подражать Толстому в быту, он «по личным убеждениям бросил есть мясо и рыбу, прихотливые вещи: вроде шоколада, какао, ко фе, не употребляет и табак не курит» (V, 93). Несмотря на разнородность элементов, из которых юный поэт пытался заложить основы цельного мировоззрения, в поисках этих основ действовала единая сила — стремление найти руководящую идею, открыть истину. В духе горячих тирад В. Г. Белинского в пользу истинного знания Есенин писал своему другу Г. Панфилову 23 апреля 1913 г.: «Исти на должна быть истиной, у нее нет доказательств, и за ней нет границ, ибо она сама альфа и омега. В жизни должно быть искание и стремление, без них смерть и разложение... Зачем завидовать тому, кто обла да ет талантом,— я есть ты — и мне доступно все, что доступно тебе» (V, 100). На пути к открытию этих руководящих истин проповедь Толстого юному поэту, получившему религиозную «заквас ку» в доме деда-старообрядца и уже подготовленного к вос приятию толстовских заповедей, представлялась значитель ной и бесспорной. Одна из излюбленных идей Толстого-проповедника, освя щенных авторитетом ев ан г ели я— любовь к ближнему при нимается на веру и выдвигается у Есенина на первый план, многократно варьируется и внушается другим: «Я есть ты. Я в тебе, а ты во мне...— писал он Г. Панфилову.— Разве я при воле не могу быть Христом, разве ты тоже не пойдешь на крест, насколько я тебя знаю, умирать за благо ближнего?» (V, 99). И далее следовала уже более прямолинейная реко мендация в духе Толстого и Белинского как автора ошибоч ных статей «Очерки Бородинского сражения», «Менцель, кри тик Гете»: «Да, Гриша, люби и жалей людей, и преступников, и подлецов, и лжецов, и страдальцев, и праведников. Ты мог и можешь быть любым из них... Все люди — одна душа» (V, 100 ). Увлечением толстовской идеей непротивления злу наси лием можно объяснить и, пожалуй, единственный у Есенина выпад против революционеров 1905 г. в связи с хвалебной оценкой романа Ропшина (Б. Савинкова) «То, чего не было» (см. письмо к Панфилову, т. V, 108— 109). И страстные запавшие в сознание юного поэта мысли 216
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=