ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
писателя, и этому удивляться не приходится: ведь вероуче ние Л. Н. Толстого среди крестьян и значительной части ин теллигенции получило в то время довольно широкое рас пространение. Еще в Спас-Клепиковском училище, в 1910— 1912 гг., су дя по воспоминаниям Г. Д. Черняева, Есенин и другие уче ники в домашнем кругу наряду с разными произведениями писателей читали и обсуждали роман Толстого «Воскресе ние», его трактат «В чем моя вера?». Мечтали побывать в Ясной Поляне... Толстовские идеи сильно захватили тогда и Есенина» 3. Интерес Есенина к Толстому поддержали и укрепили многие поэты-суриковцы, с которыми он сблизил ся в Москве (1912— 1915) и которые видели в Толстом гл а шатая правды и справедливости, воздавали дань уважения его памяти. Во время жизни Есенина в Москве нравственное влияние на него со стороны Толстого было если не определяющим, то во всяком случае весьма ощутимым. Отрицание поме- щичье-буржуазного общества, защита угнетенного народа, право крестьян на землю, опрощение человека трудом и слиянием с природой, нравственное самосовершенствование, любовь к ближнему, непротивление злу насилием — все эти идеи, окончательно утвердившиеся в проповеди и творче стве Толстого после известного перелома в его мировоззре нии, нашли искренний отклик в душе крестьянского сына Есенина, в его переписке, в стихах, в повести «Яр». Идейная и художественная близость между Есениным и Толстым объясняется общностью целого ряда моментов в их восприятии и осмыслении жизни русской деревни, русской природы, в их отношении к мастерству писателя к фолькло ру. Были и непосредственные влияния Толстого. Так, Есе ниным было воспринято и по-своему истолковано известное утверждение Толстого об искусстве и литературе как состав ной части развращенной культуры тунеядствующего мень шинства, враждебной народу. «Литература,— писал Тол стой,— т ак же, как откупы, есть только искусная эксплуата ция для ее участников и невыгодная для народа» («Так что же нам делать?»). Не вникая в смысл конкретных толстов ских оценок Пушкина и других писателей, Есенин в духе этого общего толстовского утверждения опрометчиво делает в письме к Г. Панфилову (1913) резкий выпад против Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других виднейших пред ставителей русской классической литературы, которые о к а 215
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=