ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

ЖАВОРОНКОВ А. 3. (Киров) Л. ТОЛСТОЙ В ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ С. ЕСЕНИНА Имея в виду лирическую направленность и неразрывную связь своего творчества с тем, что им было пережито и про­ чувствовано, Есенин указывал: «Все творчество мое есть плод моих индивидуальных чувств и умонастроений» 1. Р е ­ шающим фактором, определившим его эволюцию, была сама жизнь поэта. «Не было ни одного мотива его стихов, который не был бы мотивом его жизни» 2. А жизнь и твор­ ческая судьба поэта неразрывно связаны с окружающей дей­ ствительностью, с жизнью и историческими судьбами его родины. Отмечая решающую роль жизненных впечатлений и наб ­ людений, нельзя в то же время умалять значение таких ис­ точников, какими для Есенина оставались всегда художест­ венная литература и устная народная поэзия. Творчество русских классиков явилось для него той плодотворной шко­ лой, которая помогала определиться на позициях народности и реализма, выработать такие качества поэзии, как правди­ вость и жизненность, идейность и образность, лиризм и пси­ хологизм, общедоступность формы и выразительность языка. Есенин осваивал в первую очередь песенные сокровища н а ­ рода и классическую поэзию, в особенности стихи Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова, Блока, что однако не означало его безразличия к прозе. Увлекаясь преимущест­ венно темами из жизни русской деревни, он, естественно, тянулся к тем писателям, в том числе и к прозаикам, ко­ торые стремились выразить чувства и мысли русского кре­ стьянина, простого русского человека. Это прежде всего пи­ сатели-разночинцы, беллетристы демократической ориента­ ции, великий русский писатель-реалист Л. Н. Толстой. Есенин уже подростком увлекся не только художествен­ ными, но и проповедническими произведениями знаменитого 214

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=