ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
Описание охоты почти не связано с психологизмом сц ены11 (Оленин д аже не заметил, что один из убитых им фазанов «оторвался и пропал)». Сугубый реалист в подобной ситуа ции перенес бы центр внимания на природу и связь с нею героя. Если же в поэтике повести имеется романтизм, то писатель сознательно отвлекается от конкретной данности, создавая психологически верную ситуацию, не заботясь о ее внешнем оформлении, а лишь о выражении самой сущно сти душевного состояния героя, который близок писателю. И хотя образ автора отсутствует (он поглощен образом ге роя), мы чувствуем согласие Толстого с Олениным. Писатель использует здесь один из способов романтического психо логизма, известного со времен Жуковского и Карамзина. С а моуглубление героя (или интроспекция, отмеченная еще у романтиков 30-х гг. Г. Гуковским 13) носит здесь во многом, как и у них, отвлеченный, субъективно-идеалистический характер. «Казаки» во многом романтичны и по обстоятельствам душевного перерождения правдоискателя-героя. Необычность дикой кавказской природы, жизни и нравов терских казаков хотя и оговаривается в тексте отсутствием аммалат-беков 14, тем не менее они напоминают романтические аксессуары действия и развития героев. Ведь не случайно утверждение ученых о том, что русская литература прошла путь «от ро мантизма к реализму» 15. Помимо романтического психологизма, изображения «ме стности», романтическая поэтика сказывается в повести в эпитетах и специфических сравнениях, например, «шушука ющий камыш», «вдруг как солнце просияло в его душе» и т. п. Вмешательство автора в повествование ощущается и в психологических сценах «Утра помещика». Здесь руссоизм писателя заметен в образе главного героя. Обстоятельства деятельности Нехлюдова в деревне реалистичны. Но замысел улучшить жизнь своих крепостных крестьян, вопреки ее социальной обусловленности, романтически несостоятелен. Затея юного помещика обречена на неудачу. Оленин и Нехлюдов логикой самой жизни приходят к отказу от своих романтических иллюзий. В некоторых более поздних реалистических произведениях Толстого ощутимы сказочные элементы, что приближает их к произведениям романтиков. Таковы «Поликушка» и «Народные рассказы», где уча- 210
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=