ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
что пробыл вне дома с января 1921 по май 1923 года. Пер спективы покупаемой героем картины материализуются: «Я перешагнул раму с чувством сопротивления встречных вих рей, бесшумно ошеломивших меня, когда я находился в плоскостях рамы: затем все стало как по ту сторону дня» (т. V, стр. 390). Происходящее с героем это его особое психо логическое состояние, близкое к беспамятству. Переходные состояния составляют ту живую нить, которой движется пси хологическое повествование. Они создают интригу, загадоч ность, занимательность как средства романтического подхле стывания. ’Душевные перевороты у героев Грина происходят в самых фантастических сценах, которые в то же время правдопо добны. В «Бегущей по волнам» в реальное повествование о борьбе Гаравея с проходимцами вторгается чудесное суще ство Фрези Грант. Материализация этой женщины-идеи со ставляет мостик между обычным и необычным психологи ческим состоянием, разрывает реальное и, путем включения в него идеального, создает второй мир, напоминает чита телю о высоком предназначении Человека, который обязан уметь «делать чудеса своими руками». Романтичны устремления правдоискателей у Толстого, являющихся выражением субъективного взгляда писателя на жизнь в этот период («Казаки», «Утро помещика»). Уход из развращенного, цивилизованного, буржуазного общества, совершаемый Олениным и Нехлюдовым, романти чен по своему замыслу и мироощущению писателя. Образ героя-странника, бродяги, пытающегося уйти от непригляд ной действительности (а не переделать ее), исконно роман тичен. Разумеется, Толстой не до конца романтик. Поиски Олениным простой, жизни не увенчиваются успехом, хотя он и пытается очиститься от скверны «цивилизации». Руссоист ский идеал не осуществляется. Нравственный переворот у Оленина происходит среди цве тущей кавказской природы, под влиянием «естественной» жизни казаков (Лукашки, Марьяны, дяди Брошки). Думы Оленина о смысле жизни, его беспричинная радость от со знания возможности быть полезным людям, решение по мочь Лукашке жениться на Марьяне (которую сам любит), страх умереть, не успев совершить подвиг самоотвержения — весь этот психологический комплекс переживаний и разду мий, которые происходят в сцене охоты, будучи реалистиче ским в своей основе, содержит в себе и элементы романтизма. 209
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=