ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

тело больше и больше приходило в движение, побледневшие губы уже не закрывались, и вся фигура выражала востор­ женную жадность наслаждения. Отчаянно размахнувшись всем телом и встряхнув воло­ сами, он опустил скрипку и с улыбкой гордого величия и счастья оглянул присутствующих. Потом спина его согну­ лась, голова опустилась, губы сложились, глаза потухли, и он, как бы стыдясь себя, робко оглядываясь и путаясь но­ гами, прошел в другую комнату» (V, 32). Как видим, психологический рисунок героя граничит с мелодраматическим. В повествование введен мотив сна-бреда Альберта, замерзающего у входа в богатый дом. Контра­ стирующие черты портрета и характера (беспомощность и ге­ ниальность) выражают особенности героя и многоукладность творческого метода Толстого, в котором реализм (в обри­ совке типических обстоятельств положения художника в буржуазном обществе) сочетается с романтизмом (в «стран­ ной» фигуре героя). На наш взгляд, романтическое в поэти­ ке «Альберта» — вполне закономерное свидетельство разви ­ тия творческого пути Толстого от руссоистского идеала к глубочайшим социальным обобщениям. В таком плане по­ нятна и тема музыки, влияющей на душевное состояние слушателей и самого музыканта. (Нечто подобное можно наблюдать в рассказе Грина «Кирпич и музыка»). Грань между обыденным миром и необычным нервно­ психологическим состоянием человека привлекает Грина и является основой его психологического романтизма. В «Бе­ гущей по волнам», «Блистающем мире», «Дороге никуда» Гарвей и вся идея Несбывшегося, Друд, Давенант — все это романтические «раздвоенные» герои, у которых преоб­ ладает духовное над материальным, субъективное над объ­ ективным. Писателя интересует жизнь чувств героев и «ду­ ша вещей», их окружающих, а не сам реалистический сюжет. По силе напряженности психики произведения Грина н а ­ поминают произведения Толстого. Так, например, в рассказе Грина «Фанданго» (1927) события происходят как бы во сне, который продолжался два года. Очнувшись, герой-по­ вествователь мог подтвердить свое пребывание в «ином ми­ ре» мешочком с золотыми пиастрами. Психологическое со­ стояние голодного человека развертывается здесь в мечте, близкой к бреду. В ином мире, который создается для ге­ роя, свои время, пространство, память, цвет. Так, например, из дому герой ушел на двадцать минут, а возвратись, решил, 208

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=