ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

Задачей настоящей статьи является утверждение жизнен­ ности метода романтизма в его преемственных связях (на примере сопоставления творчества Толстого и Грина). Если молодой Толстой при всей романтичности мироощу­ щения, сказавшейся в поэтике некоторых произведений 50-х гг., оставался верен действительности, то Грин творил по иным законам-— законам фантазии, диктующей свои по­ строения. Естественно, что фантазия Грина была в конечном сче­ те отражением жизни, но формы этого преломления действи­ тельности в гриновском творчестве чрезвычайно оригиналь­ ны. Вбирая реализм жизни, Грин поэтически преобразовывал его в художественный романтизм. Д а и мыслил он роман­ тически. Часто повествование ведется от имени «естествен­ ного человека», у которого, как кажется окружающим, н а ­ рушена психика, но в вопросах борьбы с «общественной фальшью и ложью», он занимает весьма трезвую позицию. В литературоведческой науке бытует положение о «не­ дифференцированном» реализме Толстого. Как правило, не ставится вопрос о романтическом элементе в художествен­ ном мышлении Толстого. Но вспомним слова М. Горького, который еще в 1928 г. указывал: «...по отношению к таким писателям-классикам, каковы Баль зак , Тургенев, Толстой, Гоголь, Лесков, Чехов, трудно сказать с достаточной точ­ ностью— кто они, романтики или реалисты? В крупных ху­ дожниках реализм и романтизм всегда как будто соеди­ нены» 8. Действительно, Толстой переоценивал роль нравственного начала в «оздоровлении» человека. По способам решения нравственных проблем, особенно в ранних произведениях, Толстой был и романтиком. Он нередко «шел назад» в оцен­ ке общественного прогресса, то есть становился на позиции, свойственные многим романтикам» 9. Своеобразно откликается на культурно-технический про­ гресс в XX веке Грин. Герой его рассказа «Серый автомо­ биль» (1923) боится быстрого движения, ненавидит автомо­ били. Именно поэтому случайное совпадение номеров авто- мобйлей (в кино и полученного в собственность после ска­ зочного выигрыша в карты) приводит его к потере рассудка. Но и став как бы душевно больным, герой отрицает капи ­ талистический прогресс, который представляется ему в виде геометрической параллели: «По окружности же с визгом и треском, как бы обгоняя внутренние, все более близкие к 206

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=