ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

лом творчестве реализм Толстого становится новым худо­ жественным открытием, усвоив достижения «старого» роман ­ тизма. Писатель-реалист изображает прежде всего социально­ биологические связи человека со средой, переживания лич­ ности как детерминированного характера; романтик рисует все эти связи условно, здесь герой, как правило, свободен от каких бы то ни было обязательств перед обществом и стре­ мится к достижению совершенства внутри себя или вокруг себя. Пользуясь известными и вырабатывая свои реалистиче­ ские приемы раскрытия психологии характеров, Толстой об ­ ращался к романтическому противопоставлению «естествен­ ного» начала «цивилизованному», романтическим средствам обрисовки героев (исключительности, субъективному лириз­ му, «декламационности»). А. Грину присущи субъективность героя, мечтательный х а ­ рактер идеологического содержания произведения, глубина изображения психологии личности, большая (сравнительно с Толстым) роль «сверхъестественного» в поэтике (у Толстого это ярко сказывается лишь в «Поликушке» и некоторых поздних расска зах ), заданность героев, их «тенденциозность», непосредственная зависимость от авторской воли, романти­ ческий язык (фигуры, умолчания), элементы «жаргонной» речи (в произведениях о людях «дна»), чрезвычайно боль­ шая «организующая» роль воображения, которое приводит к сказочному оттенку. Романтизм Грина сформировался на грани двух веков и представляет яркое свидетельство неустроенности, нервоз­ ности, свойственных мироощущению периода ломки старого. «Метод Грина,— пишет исследователь В. Ковский,— имел свои общественные, художественные, биографические предпо­ сылки и возник не на пустом месте, испытав сильнейшее вли­ яние эпохи — не только политических настроений двух русских революций, но и той усиленной тяги русской литературы на рубеже двух веков к субъективности, которая питалась пред­ чувствием грядущих «невиданных мятежей» и выразилась у Толстого — в дидактичности, у Короленко и Гаршина — в ро­ мантизме, у Чехова — в лиризме, у декадентов — в бегстве от действительности и т. д . » 7. Как видим, творчество реа ­ листа Толстого и романтика Грина взаимосвязаны «веяния­ ми» эпохи. Постановка проблемы: Толстой и Грин — не толь­ ко допустима, но и неизбежна. 205

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=