ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
лом творчестве реализм Толстого становится новым худо жественным открытием, усвоив достижения «старого» роман тизма. Писатель-реалист изображает прежде всего социально биологические связи человека со средой, переживания лич ности как детерминированного характера; романтик рисует все эти связи условно, здесь герой, как правило, свободен от каких бы то ни было обязательств перед обществом и стре мится к достижению совершенства внутри себя или вокруг себя. Пользуясь известными и вырабатывая свои реалистиче ские приемы раскрытия психологии характеров, Толстой об ращался к романтическому противопоставлению «естествен ного» начала «цивилизованному», романтическим средствам обрисовки героев (исключительности, субъективному лириз му, «декламационности»). А. Грину присущи субъективность героя, мечтательный х а рактер идеологического содержания произведения, глубина изображения психологии личности, большая (сравнительно с Толстым) роль «сверхъестественного» в поэтике (у Толстого это ярко сказывается лишь в «Поликушке» и некоторых поздних расска зах ), заданность героев, их «тенденциозность», непосредственная зависимость от авторской воли, романти ческий язык (фигуры, умолчания), элементы «жаргонной» речи (в произведениях о людях «дна»), чрезвычайно боль шая «организующая» роль воображения, которое приводит к сказочному оттенку. Романтизм Грина сформировался на грани двух веков и представляет яркое свидетельство неустроенности, нервоз ности, свойственных мироощущению периода ломки старого. «Метод Грина,— пишет исследователь В. Ковский,— имел свои общественные, художественные, биографические предпо сылки и возник не на пустом месте, испытав сильнейшее вли яние эпохи — не только политических настроений двух русских революций, но и той усиленной тяги русской литературы на рубеже двух веков к субъективности, которая питалась пред чувствием грядущих «невиданных мятежей» и выразилась у Толстого — в дидактичности, у Короленко и Гаршина — в ро мантизме, у Чехова — в лиризме, у декадентов — в бегстве от действительности и т. д . » 7. Как видим, творчество реа листа Толстого и романтика Грина взаимосвязаны «веяния ми» эпохи. Постановка проблемы: Толстой и Грин — не толь ко допустима, но и неизбежна. 205
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=