ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
ЛОГВИН Г. П. (Николаев) ПРОБЛЕМА РОМАНТИЧЕСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. ТОЛСТОГО И А. С. ГРИНА (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА) Одним из сложных вопросов современного литературо ведения является проблема романтического. Ученые пола гают, что романтизм — это неповторимый художественный метод, сложившийся в мировой литературе в конце XVIII — начале XIX вв., то есть подходят к нему сугубо историче ски. Наряду с этой точкой зрения в литературоведении за последние годы усиливается другая, согласно которой, по мимо исторического, существует и романтизм как тип твор чества и поэтического мировоззрения. Романтическое мышление свойственно таким разным пи сателям, как Л. Н. Толстой и А. С. Грин. Но если Толстой писал в основном реалистически, то Грин, как правило, был лишь романтиком. Тема «Толстой и Грин» может вызвать противодейст вие. Многое проясняет ее взаимосвязь с проблемами худо жественного метода, типов творчества, которые позволяют исследователям говорить о романтическом элементе в ми роощущении и поэтике творчества Толсто го1. В работах Н. Гея ставится вопрос о поэтике романтиков как факторе образования толстовского с т и л я 2, о «связи Толстого с по этикой романтизма в изображении сильных психологиче ских движений и переживаний человека»3, об участии в формировании толстовского реализма «творческого опыта и художественных средств романтического искусства»4. Выясняя специфику художественного мышления Тол стого, Н. Гуляев обнаруживает и «романтические элементы в его миропонимании»5, которые отражаются в ранних произведениях («Люцерн»), но не без оснований указывает, что «романтическое миропонимание не всегда приводит к возникновению романтического искусства»6. В творчестве Толстого романтические элементы преобладают лишь в ран ний период в связи с решением нравственных задач. В зре- '204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=