ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
ний: А. Чичерин убедительно доказывает, что в публицисти ке Толстого много «эмоциональной и художественной кон кретности», а в беллетристике великого реалиста «стиль гневно написанной статьи постоянно выбивается из обра з ного повествования»22. В революционные 60-е гг. рождается гениальный тол стовский синтез, в кристаллизации которого, «сомкнув опыт романтического искусства с реалистическим направлением собственного таланта, писатель нашел... свой собственный стиль» 23. Становление таланта Куприна, пришедшееся на предгро зовую эпоху 90-х гг, происходило в русле творческого ос воения завоеваний поэтики Толстого. Активность авторско го повествования, субъективная насыщенность оценки — одно из этих завоеваний. Откровенность художнической позиции, неизменная в произведениях Толстого, стала каче ством стиля Куприна. Примечания 1. О «оплошном реализме» толстовского метода см. Б. Э й х е н б а у м . Молодой Толстой. Изд. Гржебина. Пб.-Берлин, 1922, стр. 58, 63, а также А. Ч и ч е р и н . Идеи и стиль. Изд. «Сов. писатель», М., 1968, стр. 228, 229. 2. Нельзя не признать справедливости утверждения У. Фохта о том, что «...в России романтизм... никогда не прекращал своего существова ния и развития, своего воздействия на литературу и жизнь, уступив реа лизму в 40-е гг. 19 в. место господствующего направления. Но и после этого романтизм продолжал свою жизнь на протяжении всех последую щих десятилетий, ...играя... роль в развитии нашей литературы». У. Ф о х т. Некоторые вопросы теории романтизма (замечания и гипотезеы). Сб. «Проблемы романтизма». Изд. «Искусство», М., 1967, стр. 90. 3. Н. Г е й. Традиции романтизма и поэтика Л. Толстого. «Русская литература», 1972, № 1, Изд. «Наука», Л-д, 1972, стр. 34, 3'5. 4. Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч. (юбил. изд.), т. 60, стр. 182. 5. В дневниках Толстого тех лет часты записи, подобные следую щим: «Последнее время интересно тем направлением и презрением к об ществу и беспрестанной борьбой внутренней» (Л. Т о л с т о й . Собр. соч. в 30 т, т. 19, стр. 58. В дальнейшем при ссылках на это издание в тек сте указаны том и страница)... «Человек сотворен для уединения — уеди нения не в фактическом отношении, но в моральном» (19, 66); «Мысль должна рождаться в обществе, а обработка и выражение ее происходит в уединении» (19, 117); «Для каждого человека существует один осо бенный путь» (19, 100). От раздумий о неотъемлемом праве личности на независимое, «уединенное мироосвоение» — переход к утверждению соб ственной исключительности: «Почти всякий раз при встрече с новым че ловеком я испытываю тяжелое чувство разочарования. Воображаю себе его таким, каков я, и изучаю его, прикидывая на эту мерку. Раз на всегда надо привыкнуть к мысли, что я исключение...» (19, 119). От са- 202
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=