ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

дикие люди, выросшие под розгой, в свою очередь розгой же, употреблявшейся в ужасающем количестве, подготов­ ляли других диких людей к наилучшему служению отече­ ству; а это служение опять-таки выражалось в неистовой порке подчиненных» (II, 437). -Субъективность авторской оценки в произведениях Тол­ стого часто меняет «первоначальный колорит деталей», как замечает М. Храпченко. Та же монологизирующая тенденция наблюдается и в творческом стиле Куприна, где авторское суждение, откро­ венность оценки определяет содержательный характер ху­ дожественной речи. Эта закономерность прослеживается в смысловой нагруженности так называемых «малых» обр а ­ зов и детали. Деталь в самом широком диапазоне — х ар а к ­ терологическая, сюжетная, речевая, психологическая, быто­ вая и т. д.— в индивидуальном стиле Куприна обладает специфической выразительностью, передающей присущее этому художнику строение творческой мысли. Отмеченный нами лирический монологизм авторского по­ вествования сообщает одинаково выразительную сопережи­ вающую интонацию любому жанру его произведений — и очерку, и рассказу, и повести; интонационная специфика авторского повествования Куприна выступает в качестве стилеобразующего фактора по отношению к его жанристи- ке. Может быть, поэтому Куприн безболезненно пользует­ ся, без учета жанра, своими ранними произведениями при создании более зрелых? Очерки, почти неизменными фраг­ ментами, вкраиваются в сюжет рассказов, рассказы — в художественноречевую ткань повестей. В свете этих наблюдений по меньшей мере спорным представляется утверждение того, что в произведениях Куприна «очень редко встречается непосредственно выра­ женный пафос гнева и разоблачения. Куприн не публицист, он, как правило, не выступает с прямой оценкой»21. Именно авторская активность проявляется в страстном протесте лучших произведений Куприна, творческой индивидуально­ сти которого свойственно обостренное чувство националь­ ного колорита России. Великий интерес к судьбам своей страны и народа, сближая идейно-творческую концепцию Толстого и Куприна, наполнял ее пафосом социального протеста, звучавшим одинаково откровенно как в содер­ жательной сущности идейно-образного строя, так и в инто­ национном накале авторского повествования их произведе­ 201

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=