ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

ничивается проповедью близости к природе и духовного очищения, но включает в себя всю «полноту» человеческого быта и способность служения благу других людей 18. Имен­ но в этом смысле сближались поиски «естественности» Тол­ стым и Куприным: их концепция человека в равной степени несла в себе как самобытность, широту чувств, так и их ес­ тественность и социальную ценность. Влияние идейно-эстетической системы Толстого ощутимо и в сложности взгляда Куприна, возродившего в литерату­ ре конца века поэтичность и сочность пейзажа лучших клас ­ сических красок, на роль природы в жизни человека. Это влияние многосторонне, как многогранна смысловая нагруз­ ка пейзажа в общем идейно-образном строе произведений Куприна. Прежде всего заметно веяние романтических пред­ ставлений молодого Толстого о врачующем духовное здо ­ ровье воздействия природы — тех представлений, которые впервые были реализованы писателем в повести «Казаки» — именно такова преимущественно природа в полесском цикле Куприна. И другой содержательный момент, проявляющийся у Толстого в изобразительной экспрессии рассказа «Поли- кушка», например,— соотнесенность природы с неясными от­ рицательными эмоциями, порождающая состояние отчаяния, тоски, страха — также присутствует в творческом мироотоб- ражении Куприна (и в полесском цикле, и в повести «Мо­ лох», и в целом ряде рассказов 90-х гг). Но уже в ранних произведениях Куприна («В недрах земли», «Без заглавия», «Ночная смена» и др.) начинает т акже появляться другой свойственный зрелой художественной системе Толстого, во- первых, сострадательный взгляд на природу, изображаемую в качестве жертвы людского варварства (мотив, нашедший прямое развитие прежде всего в творчестве Чехова), и, во- вторых, трудовой, жизненный подход к природе — именно такое звучание приобретает искрящийся силой и красками пейзаж в «Листригонах». Такова содержательная основа позиционных сближений двух художественных дарований, обусловившая в обеих идейно-творческих концепциях присутствие акцентного автор­ ского самовыражения. 4. Художественноречевой анализ рассказов и повестей Куп­ рина также убеждает нас в том, что авторское повествова­ ние с организующей, обобщающей, направляющей установ- 198

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=