ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
подствующих классов социальное бедствие. Д л я Куприна «свободный труд, искусство и любовь» явятся эссенцией жизненных ценностей, до конца своих дней он будет утвер ждать за искусством роль блага, которое сообщает людям «радость борьбы» и которое «все перетерпит и все победит». Отзвуки той же романтической идеи мы слышим и в толко вании Куприным своей художнической роли, которую он ча ще всего определял как единоборство с действительностью. На звав свое программное произведение «Поединком», Куп рин подчеркнул стремление вступить таким образом в «пое динок с царской армией». О замысле несостоявшегося про должения этой книги — романа «Нищие» — он говорил: «Это мой поединок с жизнью, борьба за право быть свободным человеком» и . В концепции действительности обеих творческих индиви дуальностей безусловное родство просматривается в оценке цивилизации. В рассказе «Люцерн» Толстой впервые сопо ставил два понятия как две взаимозависящие сущности — «цивилизация» и «нищенство» как духовная скудость. По мнению зрелого Толстого, цивилизация, несущая с собой «богатство» и «образование», воздвигала стену «между... бо гатыми и бедными» (16, 282). И Куприн видел во «власти и богатстве... самые яркие стороны нашей нищенской циви лизации», но пагубность их, по его мнению, в том, что они превращают человека «в завистливого, жестокого и подо зрительного труса, хитрого, наглого и пресмыкающегося р а ба, бесцельного убийцу» (IX, 491, 492). Куприн не был про тивником прогресса — в проблематике своего зрелого твор чества он не раз обратится к роли техники и науки в бу дущем царстве разума и свободного труда. Уже в первой критической прессе о его повести «Молох» отмечалось свое образие идейной позиции писателя: «Автор не противник цивилизации... Зло не в прогрессе»15... Таким образом, вряд ли можно согласиться с И. Корецкой, упрекающей Куприна в «запоздалом руссоизме толстовского т о л к а » 16. Здесь неправомерной кажется не только терминологиче ская, но и сущностная сторона вопроса: прежде всего, нель зя по-видимому, говорить о «руссоизме толстовского толка», ибо в конечном стремлении гиганта-реалиста к «естественно сти» он руководствовался совершенно своеобычной и гран диозной по представительности народной точкой зрения 17. И «естественность», как ее понимал Толстой,— далеко не «рус соизм», она зовет не в прошлое, а в будущее, она не огра 197
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=