ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
Д л я Куприна этот критерий является т акже основным в его концепции человека. Не потому ли ока залась возможной те матическая перекличка в творчестве обоих художников? «Ночлег» Куприна и «Воскресение» Толстого, «Дознание» и «После бала», «Брегет» и «Поликушка», «Альберт» и «По гибшая сила» — в этих произведениях, решающих в пер вую очередь проблемы нравственного порядка, немало об щего. Естественно, нельзя не видеть и рубежа, на котором былая общность начинает постепенно теряться и в конце концов исчезает. Этический идеал Куприна воплощается в демократических образах, сущность которых украшена спо собностью к большому, всепоглощающему чувству — чаще всего любви именно в духе ранней романтики Толстого — «совершенного жертвования собою любимому предмету». А «художник, мыслитель и проповедник» Толстой олицетво ряет в своем зрелом творчестве дух многомиллионной мас сы, выразив и значение личности на почве значения трудя щегося народа; этот фактор стал для Толстого необходи мым дополнением к испытанию героя на нравственное здо ровье. Рождается эпическая традиция, в истоках которой — оценка сущности человека и изнутри, с этических позиций, и по большому счету его радения на пользу нации как н а рода. Как указывал В. И. Ленин, Толстой был вооружен идеологией «условий жизни, в которых действительно нахо дились миллионы и миллионы людей» 12. Он дока з ал в сво ем творчестве обреченность этих условий и вывел своих ге роев на широкое поле общественной деятельности и борьбы. Куприн же, наоборот, уводил свои персонажи в мир высо ких нравственных чувств, помещая их при этом в сферу все сильных, по его мнению, обстоятельств, в состояние едино борства с этими обстоятельствами. Наделенные большими духовными потенциями, его герои реализуют эти потенции лишь в мгновенья взлета высоких чувств — эти мгновенья и рисовал Куприн, закономерно приходя в финале своих ху дожественных обобщений к несовместимости его любимых героев и современного миропорядка. В числе идей молодого Толстого, наиболее близких Куп рину,— устойчивая мысль о красоте и очищающей нравст венной силе искусства. Куприн безусловно признает «власть творческого гения, добровольно принятую, сладкую, вол шебную»13— в духе той, которую пропагандировал Толстой в «Альберте» и «Люцерне». Зрелый Толстой, с его философ ским радикализмом, увидит в современной культуре гос 196
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=