ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
•изобразительный план как бы инкрустирован порою под черкнуто экспрессивной стилистикой, в духе поэтики Мар- линского. Та же повышенная экспрессивность ощутима в «исключи тельной», по выражению Толстого, повести «Альберт» — в частности, в трактовке вопроса о назначении искусства. Здесь эстетические критерии автора смыкаются с романтиче ским пониманием роли искусства: «Искусство есть высочай шее проявление могущества в человеке. Оно дается редким избранным и поднимает избранника на такую высоту, на ко торой голова кружится и трудно удержаться здравым. В ис кусстве, как во всякой борьбе, есть герои, отдавшиеся все своему служению и гибнувшие, не достигнув цели» (3, 58). В создававшемся одновременно с «Альбертом» рассказе «Люцерн» откровеннее всего субъективная авторская оцен ка, прямо звучащая в полных публицистической страстности обращениях к читателю — опять же в традициях романтиче ской художественности. Эта субъективность сделала законо мерным в общей композиции «Казаков» (названных, кстати, Толстым в дневниковых замыслах «поэмой») значительный объемный вес неясных мечтаний и грез. Подчеркнутая сбли женность пафоса повествования и позиции повествователя очевидна в общем тоне «Поликушки». Откровенность оценки будет явственно чувствоваться позднее, например, в величе ственной эпопее «Война и мир», философские главы кото рой,— как это убедительно показала И. Борисова,— похожи больше... на авторский монолог, который соотносим... с лири ческими отступлениями Гоголя в «Мертвых д уш а х » 7. Глубо кая личностная заинтересованность прорастила собой автор скую речь Толстого — в сфере художественной, публицисти ческой или эпистолярной, начиная с произведений 50-х гг. и вплоть до «Писем о голоде» или романа «Воскресение», в котором, по мнению Н. К- Гудзия, «сильнее, чем в предыду щих художественных произведениях Толстого, обнаружи вается авторское вмешательство, субъективная авторская оценка»8. В упомянутой выше статье Н. К- Гей утверждает: Тол стовскому гению безусловно соответствует определение «мо гучий захватчик», которое относили в свое время к Гете. Впрочем, и не может быть иначе с настоящим художни ком: чем крупнее его дарование, тем больше возможностей у него овладеть уже накопленным художественным опытом. Конечно же, прежде, чем сделать чужое своим, писатель ви- 194
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=