ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
личности, стремлением его героев к иной, «идеальной дей ствительности». Что же касается всего творчества великого реалиста, то оно, отмеченное убедительнейшим в своей эмо циональности накалом, нередко окрашено в романтически возвышенные тона. Но ведь именно таковы идеологические предпосылки и характерные черты романтизма как творче ского метода. Доказательны в этом смысле и факты творческой био графии писателя: после счастливого успеха трилогии, после громкой славы «Севастопольских рассказов», после призна ния Некрасова о том, что «вкусу и таланту» Толстого он верит «больше, чем своему»,— период мучительных сомне ний и поисков, находок и потерь, период, отмеченный времен ным отказом от литературной деятельности. В урагане часто противоречивых творческих идей, будо раживших в ту пору мятущегося Толстого и в конечном ито ге утвердивших его на позиции монументального реализма, рождались мысли о важности «субъективной поэзии искрен ности» 4, мысли, тяготеющие к романтическому миросозер цанию. Основное направление размышлений — внимание к личности, выводы о противоположенности отдельного чело века «обществу»5. Собственная душа представляется р а з ъ ятой на две половины; противоречив и внешний мир, л еж а щий за пределами души, и тем не менее являющийся частью ее. Крайности пугают своей несводимостью. Возникает мир мечты, но и он не кажется н а д еж ны м 6. Внутренний само анализ, сосредоточенность на собственном «я» представляет ся наиболее деятельным и ценным состоянием. 2 . \ Наблюдая за этим живым, движущимся самоанализом, мы действительно находим в нем присутствие постоянной «борьбы внутренней», обусловившей с первых шагов литера турно-художественной деятельности Толстого конфликтность самой основы его жизненной позиции и во многом прояс няющей и мнимые «несообразности» в творческой эволюции молодого Толстого, и одну из важнейших особенностей его зрелой поэтики. Так, сопоставление первоначальных и после дующих вариантов трилогии позволяет судить об изменении основного тона авторского комментария в сторону откровен ной, взволнованной заинтересованности, усиления лирической ноты. В «Семейном счастии» общий сугубо реалистический 7—3623 193
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=