ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

КИПКО Ю . В. (Ворошиловград] О ТВОРЧЕСКОМ ОСВОЕНИИ А. И. КУПРИНЫМ РОМАНТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ПОЭТИКИ Л. ТОЛСТОГО 1 Мысль о присутствии в творчестве Л. Н. Толстого, осно­ ванном на реалистических принципах отображения, и зобра­ жения и оценки действительности, характерно романтиче­ ских тенденций не кажется бесспорной для современного ли ­ тературоведения '. Между тем правомерность поиска в поэтике Толстого элементов романтического стиля подтверж­ дается рядом факторов. Прежде всего здесь следует иметь в виду объективное содержание всего историко-литератур­ ного процесса в России 50—60 гг. Общественные условия середины века — с явной тенденцией к эпохальным сдви­ гам, к переменам устойчивого быта, к ломке жизненных норм, «когда все... переворотилось и только укладывается»,— способствовали возрождению романтических традиций в ис­ кусстве. Естественно, что на формировании творческой инди­ видуальности Толстого не могла не сказаться вся сложность поступательного движения русской литературы от романтиз­ ма к р е а л и зм у 2. Шло ли это влияние по линии отталкива­ ния, как заключал в свое время Б. Эйхенбаум? Нам к аж е т ­ ся, логичнее допустить тезис, содержащийся в одной из по­ следних статей о творчестве молодого Толстого: «...даже признание известной «законченности» реализма раннего Тол­ стого не означает невозможности воздействия романтиче­ ской поэтики на творческий путь и художественный опыт писателя... «Архаизм» Толстого уживался с его своеобраз­ ным «романтизмом» 3. Действительно, если говорить об идеологической направ ­ ленности произведений молодого Толстого, то она х ар а к т е ­ ризовалась не только критической оценкой, но и высоким п а ­ фосом свободы и нравственного преображения человеческой 192

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=