ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

и величие народа. Этих героев, как носителей истинного «го­ лоса жизни», Толстой противопоставляет представителям дворянского общества. Оленин пишет своим друзьям: «Как вы мне гадки и жалки! Вы не знаете, что такое счастье и что такое жизнь! Надо раз испытать жизнь во всей ее безыскус­ ственной красоте» (6, 120). Идеалом будущего для Куприна также являлась «пре­ красная новая жизнь», полная веселого труда, уважения к человеку, взаимного доверия, красоты и д о б р а » 19. Как и Толстой, идеал такой жизни он видит в народе. В массовых сценах, в индивидуальных проявлениях Куприн показывает естественность, широту, ра змах души русского народа, его гуманизм, хлебосольство, вольнолюбие, физическую силу, трудолюбие. Замечателен образ ямщика Фотогена. Удаль, талантливость, чувство собственного достоинства, широта натуры — вот то типичное национальное, русское, что вопло­ щается в его характере. Он напоминает старого ка з ак а Брошку. «Какой великий мастер своего дела Фотоген Палыч! Вот он едет узкой улицей. Неизъяснимыми движениями в ож ­ жой он сдвигает, сжимает, съеживает тройку. И только из­ редка негромко покрикивает на встречные сани: — Берегись. Поб-берегись, извозчик...» (6, 269). Куприн неоднократно подчеркивает мощь и талантли ­ вость русского народа. В романе оживают воспоминания не только о Толстом, но и о великом национальном поэте Пуш­ кине, стоящем «на высоком цоколе, задумчиво склонившем свою курчавую голову» (6, 269), о таких русских знаменито­ стях, как клоуны Дуровы, силач Гиляровский, устроитель народных гуляний Сергей Шмелев и др. Люди из народа у Куприна — носители истинного «голо­ са жизни», труженики, неотделимые в своей естественной простоте от природы. Замечательно изображение крестьян­ ской девушки посреди буйной ржи, окруженной связанными снопами, «синеглазой, с повитой вокруг головы светлорусой, точно серебристой косой» (6, 355). И подобно Оленину, который с каждым днем чувствовал себя среди казаков «более свободным и более человеком и испытывал желание «приписаться в казаки», Александров, соприкасаясь с жизнью народа, думает: «Господи, почему и мне не побыть ямщиком. Ну, хоть не на всю жизнь, а так года на два, на три. Изумительная жизнь!» (6, 272). Куприн, показывая лучшие качества русского характера, прошел мимо развития его социального сознания. Однако 189

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=