ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
стья. Именно на лоне природы у Александрова возникают мысли умереть за Отечество. Одним из действенных средств нравственного оздоровле ния, наряду с природой, Толстой считал любовь, в какой бы форме она ни проявлялась. «Любить или испытывать лю бовь»,— писал он,— этого достаточно! Ничего больше не требуйте. Нельзя найти другой жемчужины в мрачных ск лад ках жизни. Любить — это верх совершенства (61, 9). Оленин, по-настоящему полюбивший простую казачку Марьяну, гордится этим. Любовь к Марьяне является для него средством приобщения ко всему прекрасному, естест венному в жизни. «Любя ее,— пишет Оленин друзьям,— я чувствую себя нераздельною частью всего счастливого божь его мира» (6, 123). В одном из частных писем Куприн у к а зывал: «Любовь — это самое яркое и наиболее понятное вос произведение моего я» 17. Певцом любви он выступает в ро мане «Юнкера». Причем, любовь Александрова, юношески чистая, романтичная — это т акже выражение любви ко все му прекрасному в жизни. Отсюда,— сила чувства к разным объектам увлечения (Юленьке и Оленьке Синельниковым, Зиночке Белышевой). Но любовь героя не безоблачна. И здесь ему приходится сталкиваться с социальными услов ностями жизни (расчетливый брак Юленьки с Покорни). И здесь он отстаивает чувство собственного достоинства (столкновение с Покорни). Шатки его мечты о счастье с З и ночкой Белышевой, дочерью профессора. Б р ак с нею воз можен лишь при условии высокого положения героя в об ществе. Так в мир чистого и сокровенного врывается губи тельное социальное начало. «Будущность России,— указывал Толстой,— казачество: свобода, равенство и обязательная служба каждого» (47, 204). В казачестве писатель усмотрел нравственный идеал жизни. Выразителем его явился Брошка 18, великий жизне люб, не знающий рабской приниженности. С ним связано утверждение высокой гуманности, уважения и любви к лю дям, независимо от их вероисповедания, сословной и нацио нальной принадлежности. «Все бог сделал на радость чело веку»,— утверждает Толстой его устами. Брошка воплощает в себе народную мудрость, силу духа, широту и ра змах рус ской натуры, трудовое начало. Характер его дополняется образами Лукашки (это Б рош ка в молодости. Не случайно старик так любит своего пле мянника), Марьяны, воплощающими в себе правду, красоту 188
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=