ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

мым для юнкеров изнурительное военное учение. Таковы Фофанов-Дрозд, Страдовский. Куприн идет от Толстого в утверждении проблемы есте­ ственного равенства людей. Вспомним разговор старого к а ­ зак а Брошки с Олениным: «Ты для них (казаков — И. К.) хуже татарина. Мирские, мол, русские. А по-моему, хоть ты и солдат, а все человек, тоже душу в себе имеешь» (6, 46). А вот размышления Александрова о солдате: «В училище меня учили, как командовать солдатом, но совсем не пока­ зали, как с ним разговаривать...» (6, 390). Мысль о естест­ венном равенстве угадывается и в изображении вернопод­ данических чувств во время приема Александром III парада юнкеров. Утверждая средствами искусства красоту в жизни лю­ дей, и Толстой, и Куприн намечают пути нравственного оздоровления человека. Оздоровляющей почвой для людей и Толстой, и Куприн считали природу. Она, по их мнению, является естественным и необходимым условием жизни и труда людей, олицетворе­ нием правды, красоты и добра. Близостью к природе обус­ ловлены естественность и простота, вольнолюбие в характ е ­ рах казаков. Оленин, почувствовавший себя в полном смыс­ ле человеком в общении с ка заками , только в слиянии с природой ощущает полноту своего счастья. Только здесь он по-настоящему забывает о собственном «я» и приходит к новому пониманию смысла жизни — делать добро. «Чем ближе человек к природе,— писал Куприн,— тем выше его духовная красота. Какое это большое счастье для человека, если его самые первые, а значит, и самые яркие впечатления бытия, эти богатые запасы на всю грядущую жизнь, украшены неразрывной близостью к милой родной земле, к реке, к яблокам, к хлебам, к тихим вечерним з о ­ рям... Все это похоже как бы на здоровое целебное моло­ ко» 15. Писатель очень тосковал в эмиграции по русской при­ роде 16. В звуках, запахах, красках Куприн и зображает русскую природу с ее снежными просторами, миром пахучих лесов и трав, бездонным небом и величественными грозами. Воспо­ минания о природе являются для Александрова сладостным отдохновением в однообразной казарменной жизни. Юноша упивается красотой природы вне стен училища. В общении с нею, подобно Оленину, он ощущает полноту своего сча­ 187

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=