ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

В отличие от дворянина Оленина, для которого не суще­ ствовало «ни физических, ни моральных оков», Александров принадлежит к иной социальной группе. Д л я него, как и для других воспитанников училища, мир разделен на две части: офицерство, окруженное ореолом доблести и власти (Арта- балевскнй, Берди-Паша, Яклубинский, Михин), и бесправ­ ные, покоряющиеся силе юнкера и ш т а т с к и е— шпаки. От­ сюда — стремление героя самоутвердиться в жизни. В отли­ чие от Оленина, который в порывах к иной жизни не идет дальше психологической борьбы, нравственная борьба Алек­ сандрова переходит в социальную. Противоборство социальному злу у героя в первую оче­ редь выражается в отстаивании чувства собственного до­ стоинства, в утверждении свободы своего «я». Экскурсами в прошлое писатель раскрывает эволюцию противоборства в герое (воспоминания матери о бегстве Александрова из Р а ­ зумовского училища, об отказе целовать руку архиерею, ко­ лючесть характера в ответ на подавление свободы его лич ­ ности, нарушение воинской дисциплины, богатство фантазии в изобретении средств травли офицеров в училище). «Но раз виноват, нужно терпеть» (6, 141), и Александров беспрекословно отбывает наказания. Однако он не мирится с несправедливым попранием достоинства своего «я» (сцена столкновения ложно обвиненного в нарушении дисциплины Александрова с офицером Яклубинским). Несправедливость вызывает нравственный бунт героя. И юнкер самовольно уходит из карцера. Нравственный бунт Александрова, сопровождающийся об­ щим недовольством юнкеров, приобретает социальную окрас­ ку. «А, кроме того, вся строевая рота,— пишет Куприн,— бы­ ла недовольна несправедливым наказанием Александрова и глухо волновалась. У начальства же был жив и свеж в п а ­ мяти бунт соседнего четвертого корпуса» (6, 146). И началь ­ ство уступило. Здесь ощутим отзвук назревающих политиче­ ских конфликтов в армии в конце XIX века. Этим и обуслов­ лено новое, активное начало в характере юнкера. Жестокости и насилию Куприн противопоставляет чело­ вечность как одно из действенных средств воспитания. Толь­ ко чуткостью священник Михаил смог успокоить буйствую­ щую душу Александрова. Утверждая гуманистические отношения между людьми, писатель противопоставляет «уставщикам»-деспотам отзыв­ чивых и справедливых офицеров. Они-то и делают терпи­ 186

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=