ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
В отличие от дворянина Оленина, для которого не суще ствовало «ни физических, ни моральных оков», Александров принадлежит к иной социальной группе. Д л я него, как и для других воспитанников училища, мир разделен на две части: офицерство, окруженное ореолом доблести и власти (Арта- балевскнй, Берди-Паша, Яклубинский, Михин), и бесправ ные, покоряющиеся силе юнкера и ш т а т с к и е— шпаки. От сюда — стремление героя самоутвердиться в жизни. В отли чие от Оленина, который в порывах к иной жизни не идет дальше психологической борьбы, нравственная борьба Алек сандрова переходит в социальную. Противоборство социальному злу у героя в первую оче редь выражается в отстаивании чувства собственного до стоинства, в утверждении свободы своего «я». Экскурсами в прошлое писатель раскрывает эволюцию противоборства в герое (воспоминания матери о бегстве Александрова из Р а зумовского училища, об отказе целовать руку архиерею, ко лючесть характера в ответ на подавление свободы его лич ности, нарушение воинской дисциплины, богатство фантазии в изобретении средств травли офицеров в училище). «Но раз виноват, нужно терпеть» (6, 141), и Александров беспрекословно отбывает наказания. Однако он не мирится с несправедливым попранием достоинства своего «я» (сцена столкновения ложно обвиненного в нарушении дисциплины Александрова с офицером Яклубинским). Несправедливость вызывает нравственный бунт героя. И юнкер самовольно уходит из карцера. Нравственный бунт Александрова, сопровождающийся об щим недовольством юнкеров, приобретает социальную окрас ку. «А, кроме того, вся строевая рота,— пишет Куприн,— бы ла недовольна несправедливым наказанием Александрова и глухо волновалась. У начальства же был жив и свеж в п а мяти бунт соседнего четвертого корпуса» (6, 146). И началь ство уступило. Здесь ощутим отзвук назревающих политиче ских конфликтов в армии в конце XIX века. Этим и обуслов лено новое, активное начало в характере юнкера. Жестокости и насилию Куприн противопоставляет чело вечность как одно из действенных средств воспитания. Толь ко чуткостью священник Михаил смог успокоить буйствую щую душу Александрова. Утверждая гуманистические отношения между людьми, писатель противопоставляет «уставщикам»-деспотам отзыв чивых и справедливых офицеров. Они-то и делают терпи 186
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=