ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

изломанности души героя, так и не сумевшего приобщиться к жизни казаков. Сталкивая дворянина Оленина с жизнью народа, строящейся на иной нравственной основе, Толстой ставит вопрос: что же ожидает человека на дальнейшем пу­ ти капиталистического развития? В романе «Юнкера», действие которого относится к кон­ цу XIX в., Куприн показывает жизнь человека в условиях гнетущей капиталистической действительности. В основе его — изображение быта военного Александровского учили­ ща, воплощающего в себе нравственную и социальную сущ­ ность буржуазного строя, убивающего в человеке здоровое, естественное начало. Несмотря на романтичность изображения жизни юнкер­ ского училища, в частности парадной стороны, в буднях его угадывается то типичное, что было характерно для периода политической реакции конца XIX века, когда усилились по­ лицейские функции армии, плацпарадная муштра 13. Куприн в «Юнкерах» остается верен правде жизни. Муштра, н а к а ­ зания, повиновение без рассуждения, угнетение человеческо­ го достоинства — вот что испытывает на себе Александров. Кульминацией в раскрытии этой сюжетной линии произведе­ ния служит глава «Травля», поэтому мы не можем согла­ ситься с категорическим утверждением В. Афанасьева, что в «Юнкерах» на смену «критическому направлению прихо­ дит почти идиллическое изображение жизни юнкерского учи­ лища» 14. Критика социальной действительности в повести Толстого предстает в рассуждениях старого к а з ак а Брошки об «устав­ щиках», мешающих жить. В романе «Юнкера» воочию, на примерах, раскрывается низменная сущность подобных «уставщиков». Это'строевые и корпусные офицеры типа Бер- ди-Паши, Михина, Яклубинского. Деспотичные и бездушные в отношении к юнкерам, они и являются носителями соци­ ального зла. В сатирическом плане Куприн и зображае т тип таких офицеров. Вот как он характеризует Берди-Пашу: «Его, должно быть, отлили из железа на заводе и потом били стальными молотками, пока он не принял приблизительную грубую форму человека. Снабдить же его душою мастер по­ забыл» (6, 373). С подобными офицерами и возникают кон­ фликты у юнкеров («Отец Михаил», «Травля»). Следует от­ метить, что по силе обличения жестокости, деспотизма, н а ­ силия над человеком Куприн ближе к позднему Толстому («После бала», «Хаджи-Мурат»). 185

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=