ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
изломанности души героя, так и не сумевшего приобщиться к жизни казаков. Сталкивая дворянина Оленина с жизнью народа, строящейся на иной нравственной основе, Толстой ставит вопрос: что же ожидает человека на дальнейшем пу ти капиталистического развития? В романе «Юнкера», действие которого относится к кон цу XIX в., Куприн показывает жизнь человека в условиях гнетущей капиталистической действительности. В основе его — изображение быта военного Александровского учили ща, воплощающего в себе нравственную и социальную сущ ность буржуазного строя, убивающего в человеке здоровое, естественное начало. Несмотря на романтичность изображения жизни юнкер ского училища, в частности парадной стороны, в буднях его угадывается то типичное, что было характерно для периода политической реакции конца XIX века, когда усилились по лицейские функции армии, плацпарадная муштра 13. Куприн в «Юнкерах» остается верен правде жизни. Муштра, н а к а зания, повиновение без рассуждения, угнетение человеческо го достоинства — вот что испытывает на себе Александров. Кульминацией в раскрытии этой сюжетной линии произведе ния служит глава «Травля», поэтому мы не можем согла ситься с категорическим утверждением В. Афанасьева, что в «Юнкерах» на смену «критическому направлению прихо дит почти идиллическое изображение жизни юнкерского учи лища» 14. Критика социальной действительности в повести Толстого предстает в рассуждениях старого к а з ак а Брошки об «устав щиках», мешающих жить. В романе «Юнкера» воочию, на примерах, раскрывается низменная сущность подобных «уставщиков». Это'строевые и корпусные офицеры типа Бер- ди-Паши, Михина, Яклубинского. Деспотичные и бездушные в отношении к юнкерам, они и являются носителями соци ального зла. В сатирическом плане Куприн и зображае т тип таких офицеров. Вот как он характеризует Берди-Пашу: «Его, должно быть, отлили из железа на заводе и потом били стальными молотками, пока он не принял приблизительную грубую форму человека. Снабдить же его душою мастер по забыл» (6, 373). С подобными офицерами и возникают кон фликты у юнкеров («Отец Михаил», «Травля»). Следует от метить, что по силе обличения жестокости, деспотизма, н а силия над человеком Куприн ближе к позднему Толстому («После бала», «Хаджи-Мурат»). 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=