ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
роться с богом и отделался сравнительно дешево — сломан ной ногой. Теперь чудес не бывает» (6, 234). Тема повести «Казаки» возникает в романе «Юнкера» ассоциативно, в связи с раскрытием внутреннего мира юнке ра. Следует отметить, что Александров читает повесть Тол стого в один из наивысших моментов нравственной подав ленности (наказание трехдневным карцером за опубликова ние без ведома военного начальства произведения). Это позволяет думать, что герою Куприна, отстаивавшему свободу своего «я», повесть «Казаки» импонировала и утвер ждаемыми в ней гуманистическими идеалами. В характере Александрова мы угадываем то, что присуще к а з ак ам Тол с т о г о— Ерошке, Лукашке, Марьяне — свободолюбие, истин ную силу «голоса жизни», не убитую социальной действи тельностью. В порывах к естественному началу в жизни есть в юноше что-то и от Оленина. Не случайно Куприн сравнивает с ним Александрова. «И Александров,— пишет Куприн,— подобно Оленину, увидевшему впервые на станции горы, начал с б л а женным ненасытным голосом в душе перечислять. — Ну, Оленин — это барин, это — интеллигент, что о нем говорить,— думал Александров. А дядя Ерошка! А Лукаш- ка! А Марьяна! А станичный сотник, изъясняющийся так м а нерно. А застреленный абрек! А его брат, приехавший в челноке выкупать труп. А Ванюшка, молодой лакеишка с его глупыми французскими словечками. А ночные бабочки, вьющиеся вокруг фонаря. Дурочка, куда ты летишь. Ведь я тебя жалею» (6, 244). Кавказские горы для О л е н и н а— олицетворение той сво бодной, естественной жизни, к которой он стремится. Право на такую же жизнь отстаивает и Александров. Это-то и при водит его к столкновению с социальными условностями жизни. Куприн перекликается с Толстым в изображении губи тельного влияния общественных условий жизни на человека. Однако у каждого из писателей это дается по-своему, на различном жизненном материале. Толстой показывает ду ховную жизнь людей из светского общества, из которого стремится вырваться Оленин, через его письма и воспомина ния. Исключение составляет начало повести, где писатель воочию противопоставляет жизнь людей из привилегирован ного класса здоровой трудовой жизни народа. Губительность социальной действительности предстает в 184
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=