ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

роться с богом и отделался сравнительно дешево — сломан­ ной ногой. Теперь чудес не бывает» (6, 234). Тема повести «Казаки» возникает в романе «Юнкера» ассоциативно, в связи с раскрытием внутреннего мира юнке­ ра. Следует отметить, что Александров читает повесть Тол ­ стого в один из наивысших моментов нравственной подав­ ленности (наказание трехдневным карцером за опубликова­ ние без ведома военного начальства произведения). Это позволяет думать, что герою Куприна, отстаивавшему свободу своего «я», повесть «Казаки» импонировала и утвер­ ждаемыми в ней гуманистическими идеалами. В характере Александрова мы угадываем то, что присуще к а з ак ам Тол ­ с т о г о— Ерошке, Лукашке, Марьяне — свободолюбие, истин­ ную силу «голоса жизни», не убитую социальной действи­ тельностью. В порывах к естественному началу в жизни есть в юноше что-то и от Оленина. Не случайно Куприн сравнивает с ним Александрова. «И Александров,— пишет Куприн,— подобно Оленину, увидевшему впервые на станции горы, начал с б л а ­ женным ненасытным голосом в душе перечислять. — Ну, Оленин — это барин, это — интеллигент, что о нем говорить,— думал Александров. А дядя Ерошка! А Лукаш- ка! А Марьяна! А станичный сотник, изъясняющийся так м а ­ нерно. А застреленный абрек! А его брат, приехавший в челноке выкупать труп. А Ванюшка, молодой лакеишка с его глупыми французскими словечками. А ночные бабочки, вьющиеся вокруг фонаря. Дурочка, куда ты летишь. Ведь я тебя жалею» (6, 244). Кавказские горы для О л е н и н а— олицетворение той сво­ бодной, естественной жизни, к которой он стремится. Право на такую же жизнь отстаивает и Александров. Это-то и при­ водит его к столкновению с социальными условностями жизни. Куприн перекликается с Толстым в изображении губи­ тельного влияния общественных условий жизни на человека. Однако у каждого из писателей это дается по-своему, на различном жизненном материале. Толстой показывает ду­ ховную жизнь людей из светского общества, из которого стремится вырваться Оленин, через его письма и воспомина­ ния. Исключение составляет начало повести, где писатель воочию противопоставляет жизнь людей из привилегирован­ ного класса здоровой трудовой жизни народа. Губительность социальной действительности предстает в 184

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=