ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
КАШТАНОВА И. А . (Тула) ТВОРЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ А. И. КУПРИНЫМ ИДЕЙНО- ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ Л. Н. ТОЛСТОГО («КАЗАКИ» И «ЮНКЕРА») А. И. Куприн обращается к повести JI. Н. Толстого «К а заки» в тяжелые годы эмиграции. В этот период он живет во Франции, в Париже (1920— 1937 гг.). Испытывая на себе неустойчивость жизни простого человека в буржуазном ми р е 2, писатель все острее осознает свою беспомощность и бес полезность в обществе. В письмах Куприна того времени появляются пессимистические ноты. Он сообщает друзьям о своем тяжелом материальном положении, о все усиливаю щейся дороговизне жизни, о переселении жителей столицы с целью улучшения быта в провинцию. Куприна все больше волнует нравственная деградация че ловека в мире капитала. «Право, мне теперь,— пишет он И. А. Левинсону от 6 мая 1932 г.— весь мир кажется обво лоченным какой-то густой пеленой всеобщего эгоизма, зло действа, аморальности и зверского себялюбия; в этой черной атмосфере мы скоро задохнемся» 3. Не менее резко писатель отзывается об эмигрантской ли тературе. В ней он видит претворение той же аморально сти — горечи, злобы, «мелких, ядовитых личных счетов, само- возвеличивания в пошлых и лживых ф о рм а х » 4. И Куприн все больше замыкается в себе, прекращает сотрудничество в эмигрантской периодической печати. Заново переосмысли вая свою жизнь в России, он испытывает острую тоску по всему родному: природе, языку, людям. В черновом наброс ке очерка «Родина» (1930 г.) Куприн пишет: «Вечером уви дишь ее (Большую Медведицу — И. К-), проведешь от двух крайних звезд линию вверх, упрешься в Полярную звезду, Север. И потянет в Россию, не в Москву, а в Россию» 5. Духовной поддержкой для Куприна служат произведения любимых писателей — А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, кото 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=