ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

мнении) до конца остававшегося «противлением»,— вправо: он отстаивал «правильные средства», вызвав немалое удив­ ление собеседника, которому были известны его взгляды. «Мужик берется прямо за то, что для него всего важнее. А вы разве думаете иначе?» 14 — видимо, не предполагая не­ согласия, осведомился Толстой. В воспоминаниях об этой знаменательной беседе Коро­ ленко пытается выяснить суть своих разногласий с великим писателем. Он говорит о своем мнении: «Это точка зрения, прямо противоположная максимализму, который считается только с конечными целями. А Толстой рассуждал именно как максималист. Справедливо и нравственно, чтобы земля принадлежала трудящимся. Народ выразил этот взгляд, а какими средствами, для Толстого (непротивленца, отрицаю­ щего д аже физическую защиту!) — все равно» 15. Никак нельзя объяснить простой случайностью длитель­ ное и постоянное сотрудничество Короленко в либерально ­ народническом «Русском богатстве», а тем более — редакти ­ рование им этого журнала. Короленко был свободен от многих заблуждений народ ­ ничества в узком смысле этого слова. Ему осталась совер­ шенно чуждой, как и Толстому, субъективно-социологическая теория. Он был уверен в прогрессивности капитализма в сравнении с крепостничеством, хотя и видел, что новый об­ щественно-экономический строй несет трудящимся массам новые страдания. Однако от некоторых иллюзий народников — в частности, в отношении артели 16, крестьянской общины,— Короленко освобождался с большим трудом (см., например, «Павлов ­ ские очерки» — до последней редакции 1897 г., «В голодный год», статью 1899 г. «О сложности жизни», рецензию «О сбор­ никах товарищества «Знание» за 1903 год»). Все это не оставляет, на наш взгляд, сомнений в тесной связи писателя со «старым народничеством» как идейным течением и с н а ­ родническим направлением в литературе. Как же отразилось это обстоятельство на отношении Тол­ стого к младшему собрату по перу? В 80—90-е гг. суждения Толстого о Короленко касаются в основном творчества последнего, причем положительный отзыв великого художника получил только рассказ «Море». Однако отрицательные оценки Толстого относятся, главным образом, не к идейному содержанию произведений Королен­ ко, а к способам его художественного воплощения. Видимо, 176

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=