ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

В рассказе «Федор Бесприютный» та же мысль разви ­ вается главным героем: «Взять хоть скотину: гонят ее, на­ пример, по дороге к околице. Станет теленок брыкаться, с дороги соскакивать, сейчас его пастух опять на дорогу го­ нит. Он вправо — он его справа кнутиком, он влево — его и слева. Глядишь, и привык, придет в возраст, уж он ни вправо, ни влево, а прямо идет, куда требуется. Верно ли? — Верно. — То-то. Так вот и с человеком все равно. Только бы с малых лет не сбился, на линию стал. А уж там, на к а ­ кую линию его установили,— не собьется»21. Таким образом, и Толстой, и Короленко, изображая сво­ их героев, рисуя их внутренний мир, выделяют кризисные переломные моменты их душевной жизни, когда человече­ ское побеждает влияние среды, но при этом герои Коро­ ленко менее свободны от влияния среды и условностей, по­ рожденных ею. * * * Как видим, в творческом методе Гаршина, Чехова и Ко­ роленко нашел дальнейшее развитие основной толстовский принцип воспроизведения человека: изображение героев с точки зрения антитезы «человек и жизненные условия» (М. Б. Храпченко). Такой подход к проблеме героя и среды был близок русским писателям-реалистам конца XIX — начала XX вв., творчество которых в соответствии с новыми историческими условиями, с периодом «движения самих масс», было н а ­ полнено ощущением предстоящих социальных перемен, пред­ чувствием наступления новой жизни. Чеховские формулы: «больше так жить невозможно», «главное — перевернуть жизнь», «готовится здоровая сильная буря, которая идет, уже близка»,— были осознаны всеми младшими современ­ никами Толстого, так же, как и им самим. В этих условиях неизбежен резкий протест против ложного общественного строя, который не дает человеку реализовать свои лучшие возможности. В этих условиях неизбежно изображение тор­ жества подлинно человеческого над «общественной ложью и фальшью» (В. .И. Ленин). И русские писатели-реалисты конца XIX — начала XX вв. стали осуществлять эту задачу, самобытно используя идейно-художественные завоевания Толстого. 169

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=