ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
но античеловечные в своем существе проявления быта и нравов эксплуататорского общества. Отсюда общие черты в творческом методе Толстого и Короленко. Раскрывая характеры своих героев, Короленко, вслед за Толстым, изображает кризисные, переломные моменты их жизни, в которые происходит переоценка ценностей: чело веческое, лежащее в глубине души каждого, одерживает полную победу над влиянием среды и условностей, порож денных ею. Князь Андрей на Аустерлицком поле, маршал Д ав у при допросе Пьера, Каренин у постели Анны, Нехлюдов, рас каивающийся в том, что поступил «как все»,— вот несколько моментов из биографий толстовских героев, когда человече ское выдвигается на первый план. Такого рода моменты изображает и Короленко: он рису ет спор Мак ара с богом («Сон Мак ар а» ), в котором про являются лучшие черты внутреннего -облика героя; поеди нок Тюлина с Ветлугой («Река играет»), когда обнаружи ваются незаурядные способности этого «рыцаря на час»; приход к революционерке жандарм а («Чудная»), преиспол ненного сочувствием к ней; протест забитого Кругликова против произвола («Ат-Даван») и т. д. Правда, герои Короленко менее свободны от влияния среды, чем герои Толстого. Во многих поздних произведе ниях Толстого показано, как они или навсегда порывают с классом, к которому принадлежат по рождению и воспи танию, или становятся совершенно иными, духовно д алеки ми от своей среды. Герои же Короленко после детально изображенного момента, во время которого проявляется человеческое, заложенное в их душах, ломающее сослов ные перегородки, чаще всего вновь возвращаются к своему обычному состоянию, подчиняются среде. Короленко считает, что общественными условиями чело век поставлен на «линию» своего поведения и в зависимости от нее совершает те или иные поступки. В этом смысле глу боко знаменательны слова бродяги-убийцы из рассказа «Убивец»: «— Такая уж моя линия!.. — Какая? — А вот такая же... Потому как мы с измальства на тюремном положении»19... И ниже: «Что ты пристал? Го ворю тебе:— линия т а к а я » 20. 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=