ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

действие произведения,— и все меняется: герой осуждает среду и быт, с которым он был связан в прошлом. В связи с этим вспомним профессора из «Скучной ис­ тории», Треплева из «Чайки», Гурова из «Дамы с собачкой» и других чеховских персонажей. Так, герой «Дамы с собачкой», полностью принимающий быт и нравы обывательской жизни, вследствие любви к . Анне Сергеевне начисто отвергает их: «Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни!» 15 Именно в такие моменты ощущается, по меткому выра­ жению С. Бочарова, «внутренний план характера, завися­ щий от быта, но и от него независимый» 16. При таком ме­ тоде изображения героя ценность его тем выше, чем боль­ ше он сознает свою независимость. Духовные страдания чеховского героя не вызваны злом, причиненным ему другими людьми. «Драматически-кон- фликтные положения у Чехова,— пишет А. П. Скафтымов,— состоят не в противопоставлении волевой направленности разных сторон, а в объективно вызванных противоречиях, перед которыми индивидуальная воля бессильна»17. Так развивается в творчестве Чехова толстовская тр ак ­ товка проблемы героя и среды (см., например, повесть «Смерть Ивана Ильича»). В творчестве В. Г. Короленко антитеза «человек и сре­ да» является, пожалуй, главной его особенностью. В своем дневнике писатель оставил такую запись: «...человек живет и в звере,— сумейте найти нити» 18. Эти слова могут слу­ жить эпиграфом ко всему творчеству Короленко. В рассказе «Сон Макара» это человеческое пробуждает­ ся в крестьянине, задавленном жизнью. Макар унижен, забит, но все-таки и он человек, сознающий свое достоинст­ во, вступающий в спор с самим богом. В рассказе «Ат-Да- ван» смиренный станционный смотритель Кругликов нахо­ дит в себе силы противостоять всесильному Арабину, кото­ рый чинит произвол и насилие. Пьяница и лентяй Тюлин из рассказа «Река играет» неожиданно обнаруживает при­ сутствие духа и в сложных условиях ведет себя мужест­ венно и смело. Глубоко человечным показан судья в рас­ сказе «В дурном обществе»: вместо того, чтобы преследо­ вать людей «дурного общества», он помогает им: преду­ преждает Федоровича о предполагаемом аресте. 166

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=