ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

своего отличия от старых мастеров русской литературы и в частности — Тол сто го— все это привело к тому, что до сих пор в научно-исследовательской л и т е р а т у р е 7 освеща­ ются только взаимные оценки Толстого и его младших сов­ ременников и все еще не поставлен вопрос о том, что же их сближает и роднит. А между тем в реализме Толстого и в поэтике ето младших современников наблюдается, на наш взгляд, общ­ ность основного принципа воспроизведения человека: изоб­ ражение героев с точки зрения антитезы «человек и ж и з ­ ненные условия», пользуясь формулой М. Б. Храпч енко8, выдвинутой им применительно к творческому методу Тол ­ стого. Стремясь создать новое искусство, отличное от искусст­ ва предшествующих художников критического реализма, русские писатели-реалисты конца X I X — н а ч а л а XX вв. все же воспользовались идейно-художественными завоев ания ­ ми старых мастеров и прежде всего Толстого, его1 трактов ­ кой проблемы героя и среды. В чем же заключается эта трактовка? Как известно, развивая идеи Р у с с о 9, Толстой считает, что добро з аложено в душе человека с момента его рож ­ дения и всегда присутствует в ней. Однако оно подвержено влиянию внешней среды, губящей лучшие' человеческие свойства, прививающей человеческой душе злые качества. Поэтому к изображению героев Толстой подходит с критерием «непосредственного нравственного чувства, ж и ­ вущего в человеке» 10. По мысли его, в каждом че'ловеке з а ­ ложен непогрешимый нравственный инстинкт, который, по­ добно прибору, позволяет безошибочно отличать добро от зла. Однако человеческой душе присуще не только прекрас­ ное начало добра, но и факторы отрицательные: сосредото­ ченность на собственной личности, лень, эгоистические и тщеславные побуждения, а главное — влияние на человека ложных общественных условностей и предубеждений. В повести «Юность» устами Николеньки Иртеньева противопоставляются «власть жизненной лжи и разврата» и «благой, отрадный голос»,... «смело восставший против всякой неправды». Герой спрашивает этот голос: «Неужели ты перестанешь звучать когда-нибудь?» (2, 83) п . Это — риторический вопрос. Толстой глубоко убежден, что «бла­ гой, отрадный голос» никогда не перестанет звучать в ду ­ 6: 163

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=