ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

ву, не похожему на искусство предшественников: «Бог с ним,— пишет Гаршин,— с этим реализмом, натурализмом, протоколизмом и прочим. Это теперь в расцвете или, вер­ нее, в зрелости, и плод внутри уже начинает гнить. Я ни в коем случае не хочу дожевывать жв ачку последних пяти­ десяти — сорока лет, и пусть лучше разобью себе лоб в попытках создать что-нибудь новое, чем идти в хвосте шко­ лы, которая из всех школ, по моему мнению, имела мень­ ше всего вероятия утвердиться на долгие годы...» 3. В таком же духе рассуждает и В. Г. Короленко, кото­ рый писал в 1887 г.: «Когда я читаю могучие создания н а ­ ших корифеев, я чувствую, что ни мне и никому из нашего поколения не подняться до этой высоты. И кто знает,— роп­ тать ли на это... Исторический процесс, настоящая окраска которого пока еще не выступила ясно из-за временной му­ ти, требует жертв в виде отдельных художественных инди­ видуальностей для создания нового и,— я не сомневаюсь в этом,— более высокого типа и жизни и самого искусства» 4. Не ж е ла е т сле'довать принципам предшествующих ху­ дожников критического реализма и Чехов, хотя высоко чтит эти принципы. Ставя старых писателей, у которых « к аж ­ дая строчка пропитана, как соком, сознанием цели», вы­ ше своих современников, болеющих неопределенностью це­ лей, Чехов, однако, считает, что «болезнь сия, надо п о л а ­ гать, имеет свои скрытые от нас хорошие цели и послана не д а р о м » 5. Масштабы дарования писателей прошлого, по мнению Чехова, огромны, масштабы дарования писателей ему сов­ ременных невелики, но именно современные писатели дол ­ жны проложить новые1 пути в искусстве слова. О собствен­ ной художественной манере Чехов, предельно скромный в оценках собственного творчества, говорит так: «Все мною написанное забудется через 5— 10 лет; но пути, мною про­ ложенные, будут целы и невредимы...» 6. Иногда русскую литературу конца XIX века называют кризисной. Если согласиться с этим, то придется признать, что ощущение кризиса в литературе возникло не ка к ощу­ щение тупика, а как сознание необходимости создать новое искусство, отличное от искусства предшествующих худож­ ников критического реализма — Гончарова, Тургенева, Тол­ стого, Остро_вского и др. Признание со стороны Толстого новаторства русских писателей конца XIX — н ач ала XX вв. и осознание ими 162

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=