ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

КО ВАЛ ЕВ Вл. А . (Москва) ЛЕВ ТОЛСТОЙ И РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-РЕАЛИСТЫ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВВ (ПРОБЛЕМА ГЕРОЯ И СРЕДЫ) Обыкновенно в научно-исследовательской и критической литературе Лев Толстой отделяется от русских писателей- реалистов конца XIX — н ач ал а XX вв. Так, например, У. Р. Фохт в книге «Пути русского р е а ­ лизма» творчество Тол сто го— автора «Войны и мира» и «Анны Карениной» относит к психологическому реализму, а творчество Толстого после духовного кризиса — к р е а ­ лизму социальному. Что же касается русских писателей- реалистов конца XIX—начала XX вв., то они представляют собой, по мнению исследователя, третье течение русского критического реали зма — «романтический реализм» '. В связи с этим чаще всего подчеркивается то, что от­ личает реализм Толстого от реализма его младших совре­ менников, а не то, что сближает их с «великим писателем русской земли». Надо сказать, что и сам Толстой не раз высказывался о новаторстве своих молодых коллег. Так, о Чехове он го­ ворил: «Чехов — несравненный художник. Д а , да именно несравненный... Художник жизни... Чехов создал новые, совершенно новые, гпэ-моему, для всего мира формы писа­ ния, подобных которым я не встречал нигде...». «И Чехова как художника нельзя уже сравнивать с прежними русски­ ми писателями — с Тургеневым, с Достоевским или со мной» 2. Со своей стороны русские писатели-реалисты конца XIX — начала XX вв. в своих высказываниях подчеркивали ту грань, которая отделяет их от предшествующих худож ­ ников критического реализма. Так, уже Гаршин, признавая себя учеником Тургенева, Толстого и Достоевского, тем не менее н е хочет продол­ жа ть их традиции, а стремится к новаторству, к искусст- 6-3623 161

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=