ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

«Севастопольский мальчик» — одно из лучших произве­ дений Станюковича, посвященных Крымской войне. Высокие душевные качества русского матрона раскры­ вает писатель и в других произведениях («Матросик», «Ки- риллыч»). В рассказе «Киридлыч» он и зображае т палочную дисциплину, насаждаемую офицерами, произвол и жесто ­ кость по отношению к матросам. И все же ничто не могло подавить в матросах и солдатах любви к родине, готовно­ сти жертвовать собой во имя ее спасения. В рассказе Тол­ стого «Севастополь в декабре» запечатлены скромность матросов, их привычка видеть в подвиге обычное исполне­ ние долга. Подобное видим и у Станюковича. Кириллыч, с волнением рассказывающий о подвигах Максимова и ма т ­ росов, защищавших Севастополь, ничего не го'ворит о себе, вероятно, и сам не подозревает, что «броситься в порохо­ вой погреб и вынуть из вертящейся бомбы горящую труб ­ ку — не совсем обыкновенное дело для человека». Подобно Толстому, Станюкович считает типичными чер­ тами русского характера смелость, способность к подвигу, мужество, горячую любовь к родине. Эти качества русско­ го народа запечатлены в его художественных произведе­ ниях. Стремление Станюковича к реалистическому и зобр аже ­ нию действительности отразилось в оценке картин худож ­ ника Верещагина. Одно из «Писем знатного иностранца» (1878—97) Станюковича почти полностью посвящено этому вопросу. В картинах Верещагина на сюжеты русско-турец­ кой войны реалистически, без приукрашиваний показана война в противоположность картинам тех художников, ко­ торые изображали военную жизнь лишь с внешней, показ­ ной стороны. Станюкович писал о картинах Верещагина: «Давно не испытывал — хотя на сведем веку и видал много картин — такого глубокого потрясающего впечатления... Война со всеми ее ужасами, со всем ее беспощадным, не­ редко роковым зверством, являлась в картинах могучего художника в глубоко правдивом, неприкрашенном виде. Невольно захватывало дух и сердце сжималось тоской при виде художественной эпохи последней войны, героем и страдальцем которой был все тот же герой и страдалец — всевыносливый' солдат, безропотно умиравший под пулями или заживо по'гребаемый в сн е гу»23. В картинах Вереща ­ гина Станюкович нашел героя «Севастопольских р а с ск а ­ з о в »— Правду. Станюкович употребляет те же выражения, 158

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=