ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

рения собственного честолюбия», а подчиненные — только «ступени для собственного возвышения». Об этом писал и Толстой в «Проекте о переформировании армии» и «Сева­ стополе в августе». Станюкович и зображае т карьеристов, пробравшихся к власти прислужничеством перед высшим начальством, стре­ мящихся к показному блеску и игнорирующих реальные нужды армии. Гнилость и бессилие крепостнической России обнаружились во время Альмского сражения. Один из его участников говорит: «И что могли сделать двадцать пять тысяч наших, почти безоружных со своими кремневыми ружьями против семидесяти тысяч союзников, отлично воо­ руженных? Они могли только умирать благодаря генералам, поставившим солдат под выстрелы» 19. Станюкович показал, что в среде участников обороны чувствовалось критическое отношение к окружающим их порядкам. Подтверждением этого является разговор двух раненых офицеров: «И какая неприготовленность!.. Какое самомнение!.. Ведь все думали, что закидаем иностранцев шапками... Вот как закидали! — Быть может еще поправимся... Д ай нам хорошего главнокомандующего, хороших генералов... — Прибавьте пути сообщения, чтоб поскорей пришли из России войска... Прибавьте порядок — видели сейчас на Северной стороне,— прибавьте хорошее вооружение и мно­ гое... многое, что невозможно. Нет, надо необычайную глу­ пость неприятеля, чтобы мы могли поправиться»20. У Станюковича нет такого резкого деления офицеров на «аристократов» и «неаристократов», как у Толстого, хотя и он выделяет одного прибывшего из Петербурга полков­ ника, с презрением относящегося ко всему, что происходит в Севастополе. Этот полковник во многом напоминает Галь- цина. Другие, пользуясь определением Толстого, «аристокра­ ты» держались своего кружка, «словно бы чуждаясь плохо одетых армейцев и громко говоривших моряков...»21 Перекличка с Толстым заметна в реалистическом описа­ нии госпиталя и в создании батальных картин. К образу старого раненого солдата, «существа, уже выстрадавшего лучшую часть своей жизни» (Толстой), близок образ дру­ гого солдата из произведения Станюковича, «изможденно­ го, сухенького маленького старичка, запыленного, с р а зор ­ ванной шинелью на плечах, без сапог, в портянке на одной ноге и с обмотанной пропитанной кровью тряпкой на дру ­ гой, с сморщенным, почти бескровным лицом» 22. 157

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=