ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
рения собственного честолюбия», а подчиненные — только «ступени для собственного возвышения». Об этом писал и Толстой в «Проекте о переформировании армии» и «Сева стополе в августе». Станюкович и зображае т карьеристов, пробравшихся к власти прислужничеством перед высшим начальством, стре мящихся к показному блеску и игнорирующих реальные нужды армии. Гнилость и бессилие крепостнической России обнаружились во время Альмского сражения. Один из его участников говорит: «И что могли сделать двадцать пять тысяч наших, почти безоружных со своими кремневыми ружьями против семидесяти тысяч союзников, отлично воо руженных? Они могли только умирать благодаря генералам, поставившим солдат под выстрелы» 19. Станюкович показал, что в среде участников обороны чувствовалось критическое отношение к окружающим их порядкам. Подтверждением этого является разговор двух раненых офицеров: «И какая неприготовленность!.. Какое самомнение!.. Ведь все думали, что закидаем иностранцев шапками... Вот как закидали! — Быть может еще поправимся... Д ай нам хорошего главнокомандующего, хороших генералов... — Прибавьте пути сообщения, чтоб поскорей пришли из России войска... Прибавьте порядок — видели сейчас на Северной стороне,— прибавьте хорошее вооружение и мно гое... многое, что невозможно. Нет, надо необычайную глу пость неприятеля, чтобы мы могли поправиться»20. У Станюковича нет такого резкого деления офицеров на «аристократов» и «неаристократов», как у Толстого, хотя и он выделяет одного прибывшего из Петербурга полков ника, с презрением относящегося ко всему, что происходит в Севастополе. Этот полковник во многом напоминает Галь- цина. Другие, пользуясь определением Толстого, «аристокра ты» держались своего кружка, «словно бы чуждаясь плохо одетых армейцев и громко говоривших моряков...»21 Перекличка с Толстым заметна в реалистическом описа нии госпиталя и в создании батальных картин. К образу старого раненого солдата, «существа, уже выстрадавшего лучшую часть своей жизни» (Толстой), близок образ дру гого солдата из произведения Станюковича, «изможденно го, сухенького маленького старичка, запыленного, с р а зор ванной шинелью на плечах, без сапог, в портянке на одной ноге и с обмотанной пропитанной кровью тряпкой на дру гой, с сморщенным, почти бескровным лицом» 22. 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=