ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

без них нельзя было получить денег в интендантстве (н а ­ пример, история получения денег офицером Глебовым). С иронией говорит Филиппов о взглядах на севастопольскую жизнь в Москве и Петербурге: «Скучная, ка торжная жизнь, в которой со стороны, для каких-нибудь петербуржцев и москвичей, представлялось много поэтического и д аж е ск а ­ зочного, жизнь, вызывавшая во всех концах России сотни восторженных возгласов в прозе и в стихах, но на самом деле, во всей своей будничной обстановке далеко не т акая привлекательная...»14 Подчеркивая будничность, однообра­ зие и утомительность жизни севастопольского гарнизона, автор шел по пути Толстого. Отдельные ситуации романа Филиппова сходны с «Се­ вастопольскими рассказами». Например, четвертая часть «Осажденного Севастополя», как и «Севастополь в авгу­ сте», начинается с описания старшего брата Глебова, встречи его с младшим на почтовой станции, ссоры брать ­ ев из-за карточного проигрыша младшего1, их совместной поездки в Севастополь. Глебов — старший, ка к и Козель­ ц о в— старший,— храбрый, опытный, честный офицер, ко­ торый с уважением и любовью относится к солдатам, це­ нит их высокие боевые качества. Младший брат, ка к и Во­ лодя Козельцов, погибает в первом же бою. Филиппов следовал за Толстым в описании четвертого бастиона, противопоставив представлению о нем, как о самом опасном месте, отзывы его защитников, которые «не видели в своей жизни ничего особенного и жаловались только на грязь, стужу и неудобства жизни в узких нор­ ках...» 15. Несмотря на отдельные удачи, в романе Филиппова мало отражена историческая эпоха, не раскрыто величие событий Севастопольской обороны, недостаточно охаракте­ ризованы рядовые з ащ и тн и к и— народные массы. Только в сцене Синопского боя Филиппов рас ска з ал о подвиге матроса Семенова, который, схватив упавшее на палубу вражеское ядро, был смертельно ранен им, но спас офице­ ра. Явно снизил автор легендарный образ севастопольской медсестры Даши . В противоположность ей Филиппов соз­ дает образ жены офицера Хлапонина, являющейся приме­ ром самопожертвования, благородства, красоты и изяще­ ства. Только писатель, примыкавший к демократическому н а ­ правлению русской литературы, мог создать произведения, 155

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=