ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

Владимир *** и М. Венецкий избрали героем своих рассказов молодого человека, только что попавшего в Се­ вастополь и, подобно Володе Козельцову, страдающего от страха быть убитым, желающего испытать в деле свои си­ лы и способности. Чтобы представить читателю то состоя­ ние, в котором находится человек во время боя, н а зв ан ­ ные авторы также используют внутренние монологи героев: «Я хочу быть храбрым», говорю я себе, и гордо смотрю на лежащий батальон у ног моих. «Вас видать, ваше благо ­ родие»,— говорит мне фланговый взвода,— и я, как ребе­ нок, повинуюсь ему и ложусь. Едва я успел сделать это, как вдруг является у меня убеждение, что мне оторвут но­ ги; мысль об этом все более и более усиливается, и я не­ вольно начинаю поджимать их под себя; я ни о чем не могу думать, как только о ногах, я ничего не вижу, кроме ног, и при каждом свисте ядра все более поджимаю их» 6. Эти же чувства переживают и герои Толстого, особенно тогда, когда их жизни угрожает опасность. Сходны с ними размышления Михайлова («Севастополь в мае»), однако Толстой более тонко и глубоко проникал во внутренний мир человека, лучше знал его психологию, чем Влади ­ мир *** и М. Венецкий. Сходно с картинами Толстого описание Венецким и В л а ­ димиром *** раненых солдат: это «несчастные страдальцы, которые протягивают руки с проклятием или мольбами», их «глаза... мутны», «молодое, исхудавшее лицо его выра ­ жа ло изнурительное с тр а д ани е» 7, подобно тому, как в «Севастопольских рассказах» у раненого «мертвый, тусклый взгляд», «ужасная худоба». Иногда авторы рассказов, так же, как и Толстой, обращаются к воображаемому чита­ телю: «вы чувствуете», «вы делаетесь хладнокровны к страданиям других» и т. д. Оба расска за рисуют войну как тяжелое, изнурительное дело. Если вначале автор первого рас ска за верит своему командиру, заявлявшему , что врага можно «шапками з аки ­ дать», то, испытав все ужасы войны, он заявляет: «Где пышные надежды, этот блеск, эта слава? Все это ра зле т е ­ лось, как мыльный пузырь от дуновения... Все пышные надежды, весь блеск, вся слава — пустые, вздорные сло­ ва!» 8 Близость произведений Владимира *** и М. Венецкого к рассказам Толстого по общей идейно-реалистической н а ­ 152

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=