ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

дужные мечты поэзии, все одуряющие картины боя, так привлекательные вдали от действительных ужасов войны. Мне стало жутко, больно, страшно за себя, стыдно за свою прапорщичью восторженность» 3. Наиболее удачными страницами из воспоминаний Е р ­ шова являются те, в которых рассказано о быте осажден ­ ного города. Так же, как и Толстой в рассказе «Севасто­ поль в декабре», Ершов показывает наряду с обычной буд­ ничной жизнью Севастополя ужасы войны, кровь, раненых. Писатель говорит, что город делится на две половины — мирную и грозно-боевую, подчеркивая, насколько велика у людей сила привычки: «Иду на вылазку, на бастион, на работу в траншею, в ложементы и т. д.,— говорилось так же равнодушно, как: отправляюсь к такому-то на вечер, со­ бираюсь в карты поиграть, схожу в кондитерскую и т. д .» 4 Индивидуальных образов защитников Севастополя Ершов не создает, он передает общий тон жизни осажденного го­ рода, во многом следуя за Толстым. Ершов подробно описывает жизнь на бастионах, суто­ локу в самом городе. Если в начале осады Севастополь имел обычный, ничем не примечательный вид, то в конце ее он «глядел могилою», становился «все угрюмее и угрю­ мее». Такое же впечатление создается и у Козельцова- старшего, когда он после трехмесячного отсутствия прибы­ вает в Севастополь в последние дни осады. Совпадение здесь почти буквальное. Сравним с Толстым: «На всем л е ­ жит... какая-то печать тяжелого ожидания, усталости и н а ­ пряженности», и у Ершова то же: «На всех лицах л еж а л а какая-то печаль тяжелого ожидания, усталости и изнуре­ ния» 5. Ершов дал правдивые картины боев, разрушений, но не воздержался от натуралистического нагромождения ужасов, страданий. Д л я усиления впечатления автор при­ бегает к эпитетам, передающим оттенки чувств (ужас — «панический») или усиливающим впечатление от некоторых картин (кровь — «теплая», «липкая»). Подражание Толстому сказалось в отборе материала, в характере отдельных зарисовок, в способах художест­ венной передачи ощущений, в частности, в противопостав­ лении цветущей природы и страданий раненых. Например, сцена перемирия во многом перекликается с подобной ей сценой в рассказе «Севастополь в мае», где переданы чув­ ства уважения, доброжелательности русских и французов. 151

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=