ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

нибудь, наконец, построенное, а не вечная эта ломка, не летающие повсюду щепки, не мусор и сор, из которых вот уже двести лет ничего не выходит» (8, 622—623). Пред ­ ставление о порядке, гармонии — это то, что противопостав­ ляется хаосу; здесь выражается не тоска по п атриархаль ­ ным нормам жизни, а общечеловеческое представление о счастье, намечается путь возрождения подлинной семьи, путь от ее поругания — к ее поэтизации, от трагедии ж е н ­ щины к ее возвеличению. Но у Достоевского семья з ани ­ мает меньшее место в структуре эстетического идеала. Ч е ­ ловек с хорошо организованной, «благообразной» душой мыслится им как единица всечеловеческого коллектива. Не случайно носителем «благообразия» становится у него Макар Долгорукий, основной мечтой которого является идея пустынножительства. Толстой же мыслит путь к все­ человеческой гармонии через семью. По законам толстов­ ского сопряжения именно семья является «тихим берегом», прообразом гармонии, социальной и нравственной. Если у Достоевского человеческое совершенство — всегда индиви­ дуальное совершенство, то у Толстого совершенство лично­ сти совершается в «сопряжении» с исканиями других лю ­ дей, членов одного семейства. При большом количестве в романах «Анна Каренина» и «Подросток» типологических схождений, которые возника­ ют, так как «художественное мышление эпохи сплошь и рядом подсказывает аналогичные «ходы» 10, есть и суще­ ственные различия в изображении «случайного семейства». При сопоставлении с Толстым заметнее специфичность Д о ­ стоевского. Главное различие — в типе повествования. Объ ­ ективной манере повествования в «Анне Карениной» проти­ востоит субъективная манера в «Подростке», где носителем речи является главный г ерой—■сам член «случайного се­ мейства». Подросток сообщает о себе: «Я был как выбро­ шенный и чуть не с самого рождения помещен в чужих людях» (8, 18). Действительность предстает более хаоти ­ ческой, когда воспринимается личностью, захваченной ее хаотическим течением. Кроме того, Подросток — натура пылкая, неуравновешенная, он «олицетворенный бред и горячка». Характер героя определяет характер повествова­ ния, почему и получился «горячий роман» п . В романе о «случайном семействе» выразилась в полной мере трагич­ ность мировосприятия Достоевского. В изображении ра сп а ­ да семьи, как и во всем, Достоевский доходил до предела, 148

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=