ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

человеческого сострадания. Членам «случайных семейств» противопоказаны поэзия, непосредственность, «брак по страсти». И как самый последний итог духовной опусто­ шенности — «эпидемия самоубийств» — свидетельствует о всем обществе, зашедшем в тупик. А. Долинин пишет: «Са­ моубийства во всех слоях общества — как грозный симптом его р а зл ож е ни я » 8. В самоубийствах — дух времени. Симп­ томатична гибель Анны под колесами поезда — символа «железного века». О таком же виде самоубийства говорит Татьяна Павловна Подростку: «Да лучше поди ночью на Николаевскую дорогу, положи голову на рельсы...» (8, 352). Неравенство в «случайном семействе», при котором муж — господин, мучитель, а ж е н а — раба, жертва (Облон­ с к и й— Долли, Ламберт — Ал ьф он с ин а )— симптом социаль­ ных контрастов в буржуазном обществе. Неблагополучие такого рода обнажается Достоевским и Толстым путем применения принципа контрастного сопоставления при ре­ шении проблемы воспитания. «Детям-лакеям» в пансионе Тушара противостоят «графские и сенаторские дети». Б е з ­ родных бьют такие садисты, как Ламберт, безродные толь­ ко могут мечтать о свидании с матерью («Мамочка, где ты теперь, гостья ты моя д алекая?» ). Достоевского интересует нравственный резонанс неравенства в семье и обществе. Версилов проницательно замечает: «У нас есть дети, уже с детства задумывающиеся над своей семьей, оскорблен­ ные неблагообразием отцов своих и среды своей» (8, 510— 511). Достоевский придает социальному неравенству в ми­ ре детей большее значение, чем Толстой. Не случайно «Под­ росток» называют «романом о воспитании»9. Толстой в «Анне Карениной» еще не сделал принцип противопостав­ ления барского мужицкому основным, поэтому противо­ поставление ухоженным женам и детям — безродных д а е т ­ ся пунктиром. Левин ставит этот вопрос в связи с предстоя­ щими родами Кити, но не заканчивает: «Я знаю, что ро­ дятся детей миллионы без Москвы и докторов... отчего же...» (19, 172). И, наконец, «случайное семейство» выполняет функцию стимула поисков эстетического идеала. Социальному и нр ав ­ ственному беспорядку противостоит «жажд а порядка». Эта мысль закономерно возникает в конце романа «Подросток» после глубочайшего анализа хаоса: «Да у нас именно в аж ­ нее всего хоть какой-нибудь, да свой, наконец, порядок. В том заключалась надежда, и так сказать, отдых: хоть что- 147

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=