ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
человеческого сострадания. Членам «случайных семейств» противопоказаны поэзия, непосредственность, «брак по страсти». И как самый последний итог духовной опусто шенности — «эпидемия самоубийств» — свидетельствует о всем обществе, зашедшем в тупик. А. Долинин пишет: «Са моубийства во всех слоях общества — как грозный симптом его р а зл ож е ни я » 8. В самоубийствах — дух времени. Симп томатична гибель Анны под колесами поезда — символа «железного века». О таком же виде самоубийства говорит Татьяна Павловна Подростку: «Да лучше поди ночью на Николаевскую дорогу, положи голову на рельсы...» (8, 352). Неравенство в «случайном семействе», при котором муж — господин, мучитель, а ж е н а — раба, жертва (Облон с к и й— Долли, Ламберт — Ал ьф он с ин а )— симптом социаль ных контрастов в буржуазном обществе. Неблагополучие такого рода обнажается Достоевским и Толстым путем применения принципа контрастного сопоставления при ре шении проблемы воспитания. «Детям-лакеям» в пансионе Тушара противостоят «графские и сенаторские дети». Б е з родных бьют такие садисты, как Ламберт, безродные толь ко могут мечтать о свидании с матерью («Мамочка, где ты теперь, гостья ты моя д алекая?» ). Достоевского интересует нравственный резонанс неравенства в семье и обществе. Версилов проницательно замечает: «У нас есть дети, уже с детства задумывающиеся над своей семьей, оскорблен ные неблагообразием отцов своих и среды своей» (8, 510— 511). Достоевский придает социальному неравенству в ми ре детей большее значение, чем Толстой. Не случайно «Под росток» называют «романом о воспитании»9. Толстой в «Анне Карениной» еще не сделал принцип противопостав ления барского мужицкому основным, поэтому противо поставление ухоженным женам и детям — безродных д а е т ся пунктиром. Левин ставит этот вопрос в связи с предстоя щими родами Кити, но не заканчивает: «Я знаю, что ро дятся детей миллионы без Москвы и докторов... отчего же...» (19, 172). И, наконец, «случайное семейство» выполняет функцию стимула поисков эстетического идеала. Социальному и нр ав ственному беспорядку противостоит «жажд а порядка». Эта мысль закономерно возникает в конце романа «Подросток» после глубочайшего анализа хаоса: «Да у нас именно в аж нее всего хоть какой-нибудь, да свой, наконец, порядок. В том заключалась надежда, и так сказать, отдых: хоть что- 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=