ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из Рос­ сии; все живут только бы с них достало» (8, 70). Мысль о постоялом дворе словно носится в воздухе, и потому не странно, что она возникает и у Толстого: «Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительст­ ве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских (18, 3). Достоевский употребил вы­ ражение «постоялый двор» для характеристики всей России того периода, Т о л с т о й— для характеристики одной семьи. Здесь возможно переключение выражений из одного плана в другой, так как оба писателя через частное явление видят общие закономерности, от психологического идут к соци­ альному. «Случайное семейство», как частная сфера нрав ­ ственно-этических отношений, позволяло дать психологиче­ ски точную характеристику буржуазности — состояния хао ­ са и «всеобщего развода» (В. Ермилов) в послереформен- ный период. Толстой и Достоевский анализируют не любые случай­ ные семьи, а преимущественно «несчастные семьи» «послед­ них князей», они исследуют «культурные семейства», семьи «петербургского высшего круга». Писатели исследуют те круги общества, где особенно была сильна приверженность моде, традициям и где были кричаще заметны разрушения вековых установлений. Потрясал сам факт крушения того, что незыблемо стояло веками. Члены «древнейших родов» воспринимали это как всеобщий распад, как чудовищный парадокс. Анна Версилова говорит: «Мы, Версиловы,—древ­ ний, высокий русский род, мы — проходимцы, и я ем чу­ жой хлеб из милости» (8, 464). Итак, Достоевский и зображает страшные размеры р а з ­ рушения старых родов, вековых традиций. Справедлива оценка Ф. Евнина: «Достоевский ока зался глубоко созву­ чен, «конгениален» той эпохе, когда низвергалось и руши­ лось казавшееся незыблемым и вечным, когда острейшие политические, общественные, социальные, идеологические конфликты сотрясали устои старого п о р я д к а » 7. Толстой был в такой же степени конгениален своей эпохе, был в той же степени изобразителем всеобщего распада и разъеди ­ нения. Крушение векового уклада изображается Толстым и Достоевским через «случайное семейство» в двух аспек­ т а х— социальном и нравственном. Социальный аспект — в изображении экономического обнищания семьи, в чувствах 145

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=