ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
его отца Версилова: «Мама, если не захотите оставаться q мужем, который завтра женится на другой, то вспомните! что у вас есть сын, который обещается быть навеки поч тительным сыном» (8, 133). В «неправильной семье» все неправильно, от взаимоотношений членов семьи до языка, которым они изъясняются друг с другом. Простой ключ к пониманию функции «случайного се мейства» находим в заключении романа «Подросток». Вос питатель Подростка Николай Семенович пишет своему пи томцу: «Множество таких, несомненно родовых семейств русских с неудержимою силою переходят массами в семей ства случайные и сливаются с ними в общем беспорядке и хаосе» (8, 624—625). Здесь намечен закономерный переход от внутреннего к внешнему, от психологического к соци альному, от частного случая к «общему беспорядку и хаосу». «Случайное семейство» как частный случай част ной жизни общества является прежде всего симптомом такой болезни общества, как буржуазность. Однако пред метом анализа Толстого и Достоевского является не капи талистическое производство, не буржуазное хозяйство, а отражение капиталистической практики в сфере нравствен но-этической жизни. Их больше интересует антипоэтич ность и аморальность деляческих, меркантильных отноше ний, и они дают нравственную характеристику буржуазно му обществу. Левин не подает руки Рябинину не как куп цу, а как морально нечистоплотному человеку, который ху же лакея. Достоевский, которого волнуют болезни духа, очерчивает спекулянтов, ростовщиков, шантажистов психо логически. «Яркий подлец» Стебельков раскрыт во всем своем моральном безобразии через «гадкий взгляд» и улыб ку: «На этот раз в улыбке его я разглядел что-то чрезвы чайно скверное, темное и зловещее» (8, 164). Автору не столько важно, что он буржуазный делец, сколько то, что он «негодяй, нахал, шалун, бесстыдник». Буржуазность — в отчужденности и разъединенности всех. Оба писателя подчеркивают всеобщность разъединения людей при бур жуазном строе, часто варьируя слова «все», «все мы». Ши рокое осмысление всеобщего ра злада дается в предсмерт ном внутреннем монологе Анны Карениной: «Разве все мы не брошены на свет затем только, чтобы ненавидеть друг друга и потому мучить себя и других?» (19, 344). Широкое обобщение о всеобщем общественном хаосе делает Васин в «Подростке»: «Скрепляющая идея совсем пропала. Все 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=