ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

его отца Версилова: «Мама, если не захотите оставаться q мужем, который завтра женится на другой, то вспомните! что у вас есть сын, который обещается быть навеки поч­ тительным сыном» (8, 133). В «неправильной семье» все неправильно, от взаимоотношений членов семьи до языка, которым они изъясняются друг с другом. Простой ключ к пониманию функции «случайного се­ мейства» находим в заключении романа «Подросток». Вос­ питатель Подростка Николай Семенович пишет своему пи­ томцу: «Множество таких, несомненно родовых семейств русских с неудержимою силою переходят массами в семей­ ства случайные и сливаются с ними в общем беспорядке и хаосе» (8, 624—625). Здесь намечен закономерный переход от внутреннего к внешнему, от психологического к соци­ альному, от частного случая к «общему беспорядку и хаосу». «Случайное семейство» как частный случай част ­ ной жизни общества является прежде всего симптомом такой болезни общества, как буржуазность. Однако пред­ метом анализа Толстого и Достоевского является не капи ­ талистическое производство, не буржуазное хозяйство, а отражение капиталистической практики в сфере нравствен­ но-этической жизни. Их больше интересует антипоэтич­ ность и аморальность деляческих, меркантильных отноше­ ний, и они дают нравственную характеристику буржуазно ­ му обществу. Левин не подает руки Рябинину не как куп­ цу, а как морально нечистоплотному человеку, который ху­ же лакея. Достоевский, которого волнуют болезни духа, очерчивает спекулянтов, ростовщиков, шантажистов психо­ логически. «Яркий подлец» Стебельков раскрыт во всем своем моральном безобразии через «гадкий взгляд» и улыб ­ ку: «На этот раз в улыбке его я разглядел что-то чрезвы­ чайно скверное, темное и зловещее» (8, 164). Автору не столько важно, что он буржуазный делец, сколько то, что он «негодяй, нахал, шалун, бесстыдник». Буржуазность — в отчужденности и разъединенности всех. Оба писателя подчеркивают всеобщность разъединения людей при бур­ жуазном строе, часто варьируя слова «все», «все мы». Ши ­ рокое осмысление всеобщего ра злада дается в предсмерт­ ном внутреннем монологе Анны Карениной: «Разве все мы не брошены на свет затем только, чтобы ненавидеть друг друга и потому мучить себя и других?» (19, 344). Широкое обобщение о всеобщем общественном хаосе делает Васин в «Подростке»: «Скрепляющая идея совсем пропала. Все 144

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=