ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

(жению общественного духа эпохи, о чем писал А. Мака- I ров: «Так ли уж случайно «Анна Каренина» — один из са- Iмых «семейных» романов 19 века, в котором и сам автор, по его словам, хотел выразить «мысль семейную»,— стал и одним из самых социальных романов в русской литера- -туре» 3. Семья, семейные отношения, чувства героя как члена семьи — вот главный объект изображения в романах «Под­ росток» и «Анна Каренина». В этих произведениях семья представляется как микроэлемент общественного уклада. Семья — не только первичная модель нравственно-этических отношений, но и первичный источник социального начала. Все дело в том, насколько глубоко понимает писатель семью как микроэлемент структуры общества. Б. Бурсов замечает: «Масштабность художника начинается с того, с какой силой проникает он в частный с луч ай»4. Семья у Толстого и Достоевского — тот узел, которым психологиче­ ское связывается с социальным, но при этом психологиче­ ский подход остается доминирующим. Оба писателя признавали первостепенное значение семьи в личной жизни человека, поэтому принцип семейственно­ сти становится одним из основных принципов сюжетосло- жения в их больших романах. Этот принцип становится и ведущим характерологическим принципом. Левин «прежде представлял себе семью, а потом уже ту женщину, кото­ рая даст ему семью» (18, 101). Идеалом семьи представ­ ляется семья Щербацких: «Константин Левин был влюблен именно в дом, в семью, в особенности в женскую половину семьи Щербацких» (18, 24). Ж аж д а «благообразия» у кня ­ зя Сокольского прорывается в словах, в которых мысль о семье соединяется с мыслью о родине: «Лгать России, лгать детям, лгать Лизе, лгать своей совести»5. Надрывная тос­ ка Альфонсины, случайной спутницы Ламберта , выражена в мечте о потерянном семейном счастье: «О сударь, когда супруга, дети, сестры, друзья весело собираются за столом, когда живая радость наполняет сердце мое,— скажите мне, сударь: есть ли большее счастье, чем то, которым все ды ­ шит в эти минуты?» (8, 378). Семьей, браком у Толстого и Достоевского испытываются характеры героев: поэтизиру­ ются носители семейного начала — натуры добрые, самоот­ верженные, цельные, жизнеспособные. Это Левин, Долли, мать Подростка Соня. Обесцениваются герои, не годные для семейной жизни, натуры бесплотные или эгоистичные. 141

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=